ONCE” и немного “NEMO”.

Я помню море пред грозою…

А.С.Пушкин.

 

Море волнуется – раз, море волнуется – два…

Нет, это я так просто вспомнила. Ни к чему – просто так… Хотя море в сердце каждого поклонника группы Nightwish в те незабвенные дни действительно “волновалось”.

Ходили различные слухи о новом альбоме: и что в нем будет много от “Oceanborn”, и что там будет то, и что там будет се… Думаю, обычные для таких случаев явления J. В мельчайших подробностях изучались и обсуждались promo pics, любезно помещенный на официальном сайте непродолжительный клип, samples (“Nemo”, “Dark Chest Of Wonders”, “Planet…”), интервью… Помню, как сама, дрожащими пальцами нажимая на кнопки, скачивала сэмплNemo”. Со школьного компьютера.

Домашний “железный друг” отказал мне временно в доступе к Интернету; я безумно боялась, что на мою казавшуюся такой маленькой и жалкой дискету 1,5 минут “Nemo” не поместятся, из-за чего наорала на мелькавших рядом и, в сущности, не особо мне мешавших мальчишек из параллельного класса. Школьные воспоминания…

Несколько успокоилась я только дома, вставив в дисковод заветный квадратик и прослушав льющуюся из колонок музыку. “Ну слава Богу! – подумала я. – Хоть одну песню с альбома я точно смогу слушать!” А Лиска, кстати, услышав многострадальный сэмпл, сказала: “Ну не-е-ет, это мне не нравится!”

Вот  в этом весь Лоэллис.

И вот, ясным летним днем, после экзамена по французскому, мы с Лиской торжественно явились в ближайший магазин за “Once” (“Два экземпляра?!” – помнится, слегка ошарашенно произнес продавец. Это еще ничего, радуйтесь, что мы хотя бы в наших веселых школьных пиджаках не пришли!). До августа – до самого окончания экзаменационного безумия – я не позволяла себе слушать не только приобретенный диск, но и Nightwish вообще. Так что можно себе представить, какого уровня достигло мое волнение. Да и Лиска, признаться, порядком напугала меня своими охотно пересказанными первыми впечатлениями – правда, с течением времени ее мнение все же изменилось в лучшую сторону J

Но вот “Once” вновь взят в руки. Теперь уже не для того, чтоб быть убранным в шкаф, подальше от любопытных арнорско-лоэллисовских ушей и умоляющих серых глаз. Нет, теперь он должен отправиться в недра плеера…

Первое, что вижу – естественно, cover artwork (ну как это по-русски-то?!), выполненный в мягких сиреневых тонах, изящный, какой-то утонченный.

В центре, заключенный в круг, совсем как фотография, вставленная в медальон, - закутанная в бело-сиреневый туман фигура. Это полный скорби ангел, каменный страж могилы. Крылья его поникли. Голова устало склонилась на согнутую в локте руку, покоящуюся на холодном, безжизненном камне. Другая рука бессильно

свесилась вниз.

Ангел будто обнимает свой постамент-надгробие, на котором начертано: “Once”.

Картина как бы настраивает нас на содержание альбома… И свет, и печаль…

Но последняя мысль пришла мне в голову, конечно, позже, а не в тот момент, когда я только собиралась слушать диск в первый раз.

Да и вряд ли я тогда о чем-то размышляла: настолько я нервничала. Мало того, что одна из любимых групп выпустила новый альбом. Таких ситуаций я всегда немного… побаиваюсь, что ли. С одной стороны, этим людям я в принципе доверяю. С другой… С другой стороны, все-таки страшновато. А вдруг… а вдруг…

К тому же я знала, что на горизонте маячило написание данной статьи. Совсем “весело”!.. Аж мурашки по коже – до того весело.

Вы сейчас читаете (если еще не выключили компьютер, злобно думая: “Опять она развела тут черт знает что!”) получившийся у меня многостраничный трактат.

Прошу извинить за длинное вступление. Но, похоже, это у меня традиция такая складывается в отношении Nightwish. Если кому не нравятся долгие предисловия, можно было сразу перейти к основной части J

 

***

Из мрачной пещеры, в которую завела тебя эльфийская тропа, вновь выходишь к морю. Стоишь на еще недавно таком знакомом тебе берегу – и не узнаешь его.

И вообще – происходит нечто странное; нечто, еще в этих краях не случавшееся.

Буря. Шторм. Но… необычный.

Волны то беснуются в диком танце, то на миг успокаиваются, чтобы через несколько мгновений продолжить безумную пляску. Небо то затянуто тяжелыми темно-серыми тучами, пробиваемыми насквозь острыми мечами молний, появление которых сопровождают раскаты грома, - то радуют взор чистой голубизной, по которой ползут белоснежные облака. Временами душу охватывает ужас, ты хочешь убежать – и не можешь, остаешься почти у самой кромки разгневанной воды, будто прикованный незримыми цепями.

Бывают ли на свете такие бури? В реальности – едва ли. Но ты ведь в особенном, волшебном мире, в королевстве Nightwish.

Однако в конце концов буря утихает. А ты так и стоишь неподвижно, не в силах прийти в себя после пережитого. Изумленныйпотрясенныйочарованный 

 

***

 

Track-list: 1. Dark Chest Of Wonders; 2. Wish I Had An Angel; 3. Nemo; 4. Planet Hell; 5. Creek Mary’s Blood; 6. The Siren; 7. Dead Gardens; 8. Romanticide; 9. Ghost Love Score; 10. Kuolema Tekee Taiteilijan; 11. Higher Then Hope.

 

Предупреждаю: track-list я дала здесь не просто так, а с целью никого не запутать. Дело в том, что треки в данной части статьи я расположила типично по-лоэллисовски, то бишь как мне в голову взбредет. Хотя, нет! Ведь Лоэллис чаще всего характеризуется полным отсутствием логики. А здесь она есть, просто своя. Поясняю: сделано для того, чтобы свести к минимуму все повторы.

Есть еще один момент, требующий некоторого объяснения. Подробно и последовательно я все расскажу позже. А пока только упомяну, что вместе со мной Once послушала моя бабушка, и некоторые из ее комментариев, с ее разрешения, приведу в статье.

Вот, кажется, и вся “вводная”. Начинаем экскурсию…

 

Once” начинается с “Dark Chest Of Wonders”.

Песня-сюрприз. Представляете – приятный женский голос полушепотом произносит несколько слов то ли о сне, то ли о мечте, а далее… а далее начинает буйствовать гитара, слышится крик…

От этого я по-настоящему вздрогнула. Первая мысль: “Нет, это не “мечта” и не “сон”, а ночной кошмар какой-то!” “Хорошенький “возврат к  Oceanborn”!” – думала я уже позже, после многократного прослушивания. Вот и бабушка отреагировала: “Недаром это называют металлом!”

Один из проигрышей она сравнила со стрельбой. И я согласна. Только вот по-моему это уже настоящая бомбардировка. И никак я к этому проигрышу не могу привыкнуть, он мне упорно кажется чем-то чужеродным. Впрочем… впрочем, это уже  сугубо личное мнение.

Сквозь неистовствующую гитару прорываются оркестр и хор, дополняющие картину мечущихся волн. Не стану заявлять, что у меня в этом плане большой опыт, но, по моим наблюдениям, оркестр обычно несколько сглаживает резкость и “тяжесть”. Здесь же, как мне кажется, взрывающиеся тысячью музыкальных искр фейерверки оркестра оказывают совершенно иное действие. Однако, красиво вышло.

Ну и, конечно, Тарья… ее голос, неповторимый, милый и нежный. Как сказала бабушка, только выигрывающий от такого “жуткого музыкального сопровождения” (лично я, правда, не считаю музыку такой уж жуткой).  На некоторое время он даже приближается к прежнему, “оперному” звучанию.

Однако надо признать, что он едва поднимается над волнами. Иногда музыка почти совсем “захлестывает”, “топит”, перекрывает его. В связи с этим вспоминается “Bless The Child”, открывающая предыдущий альбом Nightwish. Там вокал тоже не отличается большой силой.

Несмотря на это, я уже с первого прослушивания подметила то, что стало для меня очевидным на следующих трэках: Тарья звучит гораздо лучше, чем на “Century Child”.

Припев очарователен. Он будто устремлен ввысь, прочь от Земли (кстати, “Dark Chest Of Wonders” – так ведь и до фэнтези недалеко… может быть).

Хотелось бы еще раз отметить, что композиция оказалась неожиданно тяжелой для Nightwish. У каждого, правда, может существовать свое мнение на данный счет.

 

Эстафету от “Dark Chest Of Wonders” принимает следующая, тоже достаточно тяжелая композиция – “Wish I Had An Angel”.

После нежного голоса Тарьи - ее манера исполнения слегка напоминает “White Night Fantasy”, о которой позже - внезапно резко и грубо вступает Марко. Нет, это вам не чрезмерно сладкоголосый Вилле Вало из HIM!

Похожая вещь происходит в “Feel For You”. В тонкую, прозрачную, слегка посеребренную атмосферу куплетов Тарьи врывается Марко. Врывается, привнося полупрозрачную оранжевую, с сероватым оттенком, чем-то отдаленно напоминающую шаровую молнию, дымку пламени.

Правда, в “Wish I Had An Angel” Марко звучит по-другому. Так что я не могу полностью согласиться с фразой из статьи Лиски: “Что касается альбома Once, то там Марко не удивил нас чем-нибудь новеньким, оставшись верным своему наработанному стилю”. Хиетала в “Wish I Had An Angel  мне напомнил вокалиста Charon на их диске Tearstained. Кстати, за несколько дней до окончания статьи я узнала, что Марко пел бэк-вокал на одном из альбомов Charon. Это так, интересный факт. Позвольте его оставить без комментариев! J   

В “Wish I Had An Angel  композитор смело вставил техно-элемент, по моим наблюдениям, слегка всколыхнувший народные массы. Мне же кажется, что это дополнение нисколько не умаляет достоинств композиций – наоборот, очень даже кстати оно пришлось. Кстати, вспоминается “Sleepwalker”.    

 

А вот “The Siren” – это прежде всего ярко выраженные восточные мотивы. Восток, как известно, - дело тонкое. Все же попробую разобраться.

Восточные мотивы заметны с самого начала “The Siren”, а в пении Тарьи и вовсе усиливаются.

Кстати, о вокале: тут не обошлось без сюрпризов. Нет, Марко, солирующий большую часть “The Siren”, поет так же, как, скажем, в “Dead To The World”. А вот Тарья… Середина песни… До сих пор не могу поверить, что индийское горловое пение демонстрирует именно финская классическая певица!!! Дух захватывает, право слово…

Прибавьте к этому всему еще и участие индийского инструмента sitar.

Вот такая вот особенная песня получилась у Nightwish.

 

Dead Gardens”. Песня о творческом кризисе.

Иногда голос Тарьи (даже не тогда, когда она шепчет) кажется вуалью, наброшенной на гитарные волны, и скорее угадывается, чем слышится.

У композиции неожиданный конец. Он может показаться слишком тяжелым и даже несколько грубоватым… однако обладает какой-то своей, особенной красотой. Холодной красотой северных скал – такая у меня ассоциация.

Музыка перемешана с нечеловеческим криком. Напряжение нарастает, нарастает… - и все обрывается. Сколько ни слушаю “Dead Gardens”, конец всегда застает врасплох. Просто вместо шума и крика неожиданно – тишина…

И начинается “Romanticide”.

 

Romanticide” – самая тяжелая композиция “Once”. По крайней мере, на мой взгляд. Чтобы понять, насколько она тяжела, можно сравнить ее со “Slaying The Dreamer  (“Century Child”, предыдущий альбом группы). Это тоже наиболее тяжелая песня на своем диске. Однако “Romanticide” – еще и САМАЯ ТЯЖЕЛАЯ композиция САМОГО ТЯЖЕЛОГО диска. Ясна ли моя мысль? Надеюсь, что ясна.

Впрочем, тему сравнения двух композиция можно и развить.

Ведь “Romanticide” очень напоминает “Slaying The Dreamer”  . Чем? Да хотя бы общими чертами в музыке.

Romanticide”, как и “Slaying The Dreamer  , можно условно разделить на две части, из которых вторая будет “тяжелее” (опять и опять это слово!!!) первой. Музыка, подобно “Dead Gardens”, становится все напряженнее и напряженнее, завершаясь прямо-таки бряцанием железа.

Здесь тоже не обошлось без экспериментов с вокалом (на этот раз – и с мужским). Во второй части из уст Марко и Тарьи звучит… да просто рэп!!! Быстрый, хриплый, угрожающего оттенка полурык-полушепот Марко сгущает атмосферу до самых мрачных тонов…

(Именно так, в скобках, замечу, что еще одна из таких “экспериментальных” в плане вокала песня находится не на “Once”. Это “White Night Fantasy”, выпущенная на синглеNemo”.

В куплете Тарья поет, как пела бы, наверное, маленькая девочка. Это, в сочетании с лирикой, делает “White Night Fantasy” не только совершенно очаровательной, но и даже сказочной. Действительно, слушая эту песню, невольно вспоминаешь старые, добрые сказки…

В припеве же голос Тарьи звучит “нормально” – как, скажем, в “Nemo”. Однако сказочность не исчезает. Если говорить о СОВСЕМ УЖ личных впечатлениях…

Ты стоишь на занесенной снегом поляне, окруженной красавицами-елями, чьи тяжелые ветви покрыты пушистыми снежными хлопьями. Твои глаза полузакрыты, а вокруг тебя вьются мириады белых, легких снежинок. Озорные, игривые, они приземляются к тебе на волосы, залетают в лицо, тают на губах… Светлая магия песни мягким, нежным покровом окутывает тебя, согревает душу…

Сказочно… Волшебно…)

 

“Тяжела” и “Planet Hell” Не хочу сказать обратного о других композициях, но здесь музыка и лирика просто идеально сочетается друг с другом.

Жизнь как в Аду, постоянная, непрекращающаяся борьба… Отсюда и военные мотивы в музыке. Например, эта барабанная дробь в проигрыше. Или “военизированный” припев. Перечислять примеры можно до бесконечности. Довольно жесткая, динамичная песня.

 Правда, тут есть одна небольшая, но весьма существенная деталь. В отличие от случая “Dark Chest Of Wonders”, оркестр в “Planet Hell” “смягчает” музыку.

 

Поначалу мне показалось, что композиции “Once” ударяются в две крайности: либо очень тяжелые, либо… кхм… очень нетяжелые. Но потом я выделила некую “промежуточную” группу. Назовем ее хоть “группой средней тяжести”.

Так, уже менее тяжела, по-моему, эпическая композиция “Ghost Love Score”. О, это нечто поистине грандиозное!

Напрашивается сравнение с “Beauty Of The Beast”, но “Ghost Love Score” превосходит предшественницу -  своим великолепием. Масштабность подчеркивает оркестр – по-моему, нигде на “Once” его использование не достигает подобного размаха.

Прослушивание “Ghost Love Score” похоже на прогулку по ярусам висячих садов. Композиция состоит из нескольких частей, соединенных между собой проигрышами, начало одного из которых напомнило мне… “Подмосковные вечера”! Сразу стало теплее на душе, повеяло чем-то родным… J

Вокал у Тарьи в “Ghost Love Score” – самый высокий на “Once”. К тому, какой он в начале песни, привыкаешь не сразу. Поначалу может даже несколько резать слух. В последней части “Ghost Love Score” голос Тарьи приобретает старое доброе “оперное” звучание.

Мое любимое место в композиции – припев. Тарьин голос возвышается над хором. Нежно, высоко. Красиво. Немного напоминает “Gethsemany” – но… сложнее, что ли.

Ghost Love Score” подобна облаку, величаво плывущему по небу, как лебедь по зеркальной глади водоема.

Но вот “Ghost Love Score” подходит к концу. Умолкает Тарья, хор постепенно затихает, словно уходя в туманную даль, к горизонту…

 

Третья композиция “Once”, “Nemo”, начинается с клавишных. Будто печально падают на землю капли дождя… Признаюсь, мне, как горячей поклоннице инструмента Туомаса, было приятно их наконец-то отчетливо услышать.

Ознакомившись “Nemo”, я окончательно поняла, что вокал Тарьи действительно стал звучать лучше. Она явно освоилась со стилем “Century Child”. Ну и, конечно, обучение в Германии… Местами голос Тарьи приобретает какой-то хрустальный оттенок. Поэтому я не могу понять, что же имела в виду Лиска, говоря в своей статье: “Эксперимент на “Once” особо не удался.”

На синглеNemo” есть оркестровая версия. Легкие, словно перистые хлопья облаков в летнем небе, звуки оркестра… Проворно бежит ручеек клавишных… Мягко поет Тарья… - ее еще яснее слышно на этом фоне. Потом, словно откуда-то из другого мира, доносится гитарное соло в исполнении Эмппу

Так, стоп! “Ручеек клавишных”. Опять я о воде и водоемах. Ну вот просто жить без этого не могу!..

Но, с другой стороны, неужели же в том МОЯ вина, что клавишные в “Nemo” кажутся мне то дождем, то лесным ручьем, чьи воды покрыты рябью, которой играют, золотя ее, солнечные лучи?! Я ли виновата в том, что с Nightwish у меня часто возникают подобные “водные” ассоциации?

 

(Вздох.)

Ладно. Как говорится, едем дальше. А дальше у нас, по нами же созданной программе, “Higher Then Hope”.

Соло гитары в начале “Higher…” напоминает собой старинный менуэт.

Стонут струны, рассказывая печальную историю…

Песню эту, по-моему, сложно понять, не прочитав предварительно историю ее создания.

Автор музыки здесь не Туомас, а Марко. В связи с этим вспоминается предыдущее произведение басиста – “Long Lost Love”, первая часть “Beauty Of The Beast”. Надо признаться, “Long Lost Love” мне показалась несколько странной. Нет, бесспорно, очень красивая песня… но по мне, так она звучала несколько необычно для Nightwish. Не знаю, отчего. Возможно (только не смейтесь, если на самом деле прозвучит довольно глупо), “Century Child” был настолько цельным альбомом, что у всех песен на нем, написанных Туомасом, общие черты и темы не только в лирике, но и в музыке. От них “Long Lost Love” сильно отличалась.. “Once” же гораздо разнообразнее, и авторство Марко уже не так “бросается в глаза”. Не знаю, насколько глупо звучит, но другого объяснения подобрать не могу.

Это был род “лирического отступления”.

Итак, поначалу нечто вроде менуэта…

Припев сильно выделяется в композиции. На самом деле, это второе место на “Once” где я вздрогнула. В первый раз – от “Dark Chest Of Wonders”. Второй – от этого самого припева.

Дальше композиция слегка “тяжелеет” (нет, таких диких, через всю статью проходящих повторов у меня еще, наверное, никогда не было – и, надеюсь, не будет!!!). Но она не становится такой же, как, например, “Romanticide”.

Ну, что еще сказать? Песня интересная и эмоциональная. Впрочем, уж чего-чего, а эмоциональности не занимать всем композициям Nightwish.

 

Вот мы и добрались до третьей группы. Призвав в помощь логику и метод исключения, вы, дорогие читатели, - если таковые имеются, - уже, наверное, догадались, что мне осталось рассказать о “самых нетяжелых” песнях.

Например, “Creek Marys Blood”. Островок спокойствия, омываемый бурными волнами “Planet…” , “The Siren” и т.д. Что-то вроде оазиса, затерянного среди песков тяжелых композиций. Вот и припев в “Creek Marys Blood” взлетает вверх, но не стремительно, как в “Dark Chest Of Wonders”, а плавно, будто подхваченная воздушной струей пушинка.

Песня рассказывает об одной из самых печальных страниц мировой истории. В ней говорится о судьбе коренного населения Америки.

Поэтому вполне естественно участие в создании композиции John Two-Hawks, индейца племени Лакота. Именно его вклад: индейские напевы под аккомпанемент завораживающей змейки-флейты; длинный, околдовывающий, словно древнее заклинание,  монолог на языке племени Лакота – делает “Creek Marys Blood” столь необычной, запоминающейся.

 

Вообще-то, сказать “это тяжело, это менее тяжело, а это еще менее тяжело” далеко не всегда можно с точностью. Слишком размыта чаще всего бывает граница между “степенями тяжести”. Возможно, и “Creek Marys Blood  лучше причислить к предыдущей категории. Или “Higher…” – к следующей. Определенного ответа я дать не могу (если это вообще так уж надо делать).

Но есть одна песня, по поводу которой я абсолютно уверена: она самая “нетяжелая” на “Once”. Это “Kuolema Tekee Taiteilijan”.

Может даже показаться странным ее присутствие здесь, на самом тяжелом альбоме группы. Она очень напоминает некоторые из ранних произведений Nightwish, с “Angels Fall First”.

Род эксперимента здесь состоит в том, что “Kuolema…” исполняется на финском языке. Конечно, вспоминается прелестная “Lappi”, первая часть которой – “Eramaajärvi” – тоже написана на родном языке группы. Однако “Kuolema…”, в отличие от “Lappi”, ПОЛНОСТЬЮ  на финском. Невероятно красивый язык!..

 К сожалению, в буклете не оказалось перевода (его я нашла уже позже). Но и без перевода – по грусти, пронизывающей голос Тарьи, по меланхоличному соло виолончели – можно понять, что она необыкновенно печальная.

Припев – особенно он – делает “Kuolema…” похожей на молитву. Простую, искреннюю молитву…

Простота и незатейливость песни подчеркиваются соседством с роскошной “Ghost Love Score”. Роза и незабудка…

 

 

***

Нет, вот можете меня убивать со всей возможной жестокостью – однако после “Once” я окончательно убедилась в том, что Nightwish не готика. Твердая уверенность у меня появилась. Отчего – сама не знаю. Но несмотря на всех кладбищенских ангелов вместе взятых:

NIGHTWISH НЕ ГОТИКА!!!

А касательно другого пункта – якобы похожести композиций Nighwish на саундтреки – мнение мое изменилось. Поздравьте: слушая “Once”, я впервые поймала себя на мысли, что та или иная песня могла бы стать потрясающим саунтреком. Свершилось! J

 

Кроме того, хочу отметить, что на “Once” уже больше ощущается присутствие гитары. Что дает повод немного поразмышлять о гитаристе Nightwish, Эмппу.

Собственно говоря, об этом “деятеле” хотела поподробнее написать в своей статье Лиска. Однако к тому времени, когда мы с превеликим трудом закончили свои статьи, в нашей жизни столько всего произошло, все так перепуталось, что некоторые вещи и у меня, и у Лиски оказались упущенными. Попытаюсь хоть в чем-то и хоть как-то восполнить сей пробел. Граждане, не стреляйте в пианиста: он играет, как умеет! J

Многие считают – и я не буду с ними спорить, - что Эмппу не является лучшим в мире гитаристом. Даже лучшим в Финляндии L

И Лиска, когда я по телефону призвала ее к ответу, отделалась фразой: “Он особо не напрягается”,– сама, кстати, при этом тоже особо не “напрягаясь”. До “Once” я бы с ней полностью согласилась. Партии гитары у Nightwish, действительно, не отличались большой сложностью.

Также Лиска упомянула Ричи Блэкмора и группу Blackmores Night – получилось нечто вроде противопоставления. Однако тут нужно отметить одно из основных отличий этих двух групп друг от друга. Blackmores Night основывают музыку на гитаре. Nightwish – скорее, на клавишных.

Вспоминается, опять же, статья Лиски:

Здесь я первой гитары не услышала…

Вот это у меня уже, честно говоря, вызывает сомнения. Возможно, Лисиус чуть-чуть преувеличила. В конце концов, спрашивала же я ее про “визжащие звуки”! J (см. статью Лиски) Другое дело, что гитара у Nightwish, так сказать, не на первом плане.

А с тем уровнем рифов, которые есть на предыдущих альбомах группы, Эмппу справляется великолепно.

По поводу “Once” и гитары я уже говорила. На новом альбоме гитара гораздо более заметна, чем на остальных. И стоит ли добавлять, что с усложнившейся задачей Эмппу вновь справился превосходно? J

Занятно просматривать записи концертов группы. Например, на “End Of Innocence”.

То, как Эмппу держится на концертах, оценила даже критично настроенная Лиска.

Эльфообразный Эмппу как заводной двигается по сцене с верной гитарой. Интересно, право слово, наблюдать его полные энергии маневры.

То есть могу подвести такой итог – Эмппу Вуоринен идеально подходит Nightwish.

Ради столь “блестящих” и “оригинальных” выводов, конечно, стоило увеличивать и без того обширную статью на целых пол-страницы!..

 

 

Да, кстати (что на самом деле не совсем кстати), если я решила продолжить нашу с Лиской “заочную полемику”, то уж пойду дальше. То есть, скорее не поспорю, а уточню – согласно, правда, своему восприятию группы. Есть у Лиски в статье такой пассаж: “…нигде я такого еще не встречала, чтобы повторялись мотивы с одного альбома на другом. Однако, этот факт(предупреждаю, спорить со мной бесполезно). Да, я думаю, все согласятся, что кое-где, кое-как нет-нет , да и мелькнет знакомый гитарный рифф. Как в море .;)Накатит волна и не видно скалы, отхлынет и откроет взору острые камни. Так и Туомас тащит мотивы из одной песни в следующую. В этом есть своя прелесть и уникальность. Кстати, то же самое – в лирике…”

Я попыталась, в меру скромных способностей, провести небольшое исследование на данную тему. Да, это есть. Однако я бы эти два процесса – совпадения в музыке и совпадения в лирике – не разделяла. Они идут параллельно. Если есть между песнями переплетение в музыке – ищи переплетения в лирике. Те случаи, которые мне удалось отследить, мою небольшую теорию подтверждают. Сознательно это делают Nightwish или неосознанно – не знаю. Однако я бы сказала, что получается весьма логично. Ну и, как я должна согласиться с Лиской, “ в этом есть своя прелесть и уникальность ”. Во всем вместе.

 

Что еще я должна сказать по поводу “Once”? Конечно, нельзя не заметить оркестр. Его использование достигло на “Once” невиданного ранее для Nightwish размаха. Многие сравнивают Nightwish с Therion. Не буду здесь всего подробно расписывать: мне про Therion еще предстоит ваять “нетленку”. Просто скажу, что да, нечто общее. Но не более того. Группы все равно СЛИШКОМ УЖ разные.

 

И еще одно. “Once” – не тот альбом который постигается с первого прослушивания. Проверено на собственном опыте. Отнюдь не сразу я смогла по-настоящему оценить всю красоту альбома.

 

На протяжении всего процесса написания статьи, я очень злилась на себя за постоянно повторяющееся у меня слово “тяжелый” со всеми его производными. Но на самом деле это, наверное, было неизбежно. Потому что “Once” именно такой и есть. Тяжелый. Впрочем, я, кажется, начинаю повторяться по-крупному.

Согласно установившейся уже хорошей традиции, приведу примеры из опыта моих друзей и знакомых.

Однажды “крутая металлисткаЛиска зашла в любимый магазин за дисками. Там она долго мучила продавца. То вокал, по ее мнению, слишком визгливый, то слишком  тяжелый (рррррррррррррррррррр!!!!!!!!!), то одно не нравится, то другое… Вконец замученный молодой человек спросил:

- Nightwish не слушаете?

- Слушаю. Но считаю их недостаточно тяжелыми!

- Ну, не скажите! – взгляд в сторону “Once”. – Они сильно потяжелели.

 

Одной девушке, ранее с творчеством группы не знакомой, дали послушать одну из песен “Once” – к сожалению, она не знала названия. Она описала мне свои впечатления. Когда песня началась, она подумала, что “сейчас начнет дико орать какой-нибудь мужик”. А услышала “милый женский голос” – к великому своему изумлению.

 

Прибавьте сюда мои первые впечатления от “Once”, в статье уже изложенные.

 

Да, я же обещала кое-что объяснить – помните? Рассказываю.

Перед началом “работы” я, как и полагается, тщательно продумала план действий. С утра пораньше весьма резко обрываю неожиданно затянувшуюсяNightwish-диету” альбомом “Once”.Потом прослушиваю все диски последовательно – и снова “Once”.

Но, как водится, план был нарушен самым неожиданным образом. На этапе “Oceanborn” ко мне присоединилась моя бабушка. Никогда прежде ни Nightwish, ни металл вообще не слушавшая.

На первых порах ее реакция во многом совпала с моей. От предубеждения против металла – к удивлению (“И что все так ругают этот металл? Серьезная музыка…”).Wishmaster” бабушка сравнила с мюзиклом. Отметила она и голос Тарьи: “Ну, это явно голос оперной певицы. В нем особая магия…”

А вот на “Century Child” она отреагировала уже по-другому. Заиграла “Bless The Child”. Бабушка послушала и сказала: “Теперь я понимаю, почему это называется металлом!”

То есть она сразу же почувствовала изменения в музыке. Как она стала тяжелее на предпоследнем альбоме – что усилилось на последнем. 

 

Все эти случаи, по-моему, только доказывают мою точку зрения. Но я допускаю, что мнения могут быть самые разные. Более того – я знаю, что есть люди, считающие, что “Century Child” тяжелее. Я только поделилась тем, что знаю сама.   

 

Не так давно Лиска, чтобы охарактеризовать для меня одну группу, сказала примерно следующее: “Они достаточно тяжелые… как поздние Nightwish”.

Поздние Nightwish

Что-то безрадостное есть в этой фразе. Осеннее… Ну, а осень – это не только “очей очарованье”, но и символ увядания.

Не согласна я с таким подходом – и все тут!

ВНИМАНИЕ! Во избежание возможных визгов, воплей и прочих недоразумений должна сразу заявить, что просто прицепилась к фразе. Лиска, во всяком случае, по моим данным, хоронить Nightwish вовсе не собиралась. Некоторым оправданием мне может послужить то, что есть люди, которые не только собираются, но и вовсю хоронят группу.

Да, как я уже повторила, наверное, тысячу раз, Nightwish “сильно потяжелели”, и это всем заметно (см. выше, в общем).

Да, Тарья поет уже по-другому, не так, как, скажем, на Wishmaster. А ведь долгое время именно ее оперный вокал и был самой яркой чертой, отличающей Nightwish от других групп.

Но конкретно по данному пункту я должна сказать: манера пения изменилась, а голос тот же. И очарование его не ушло.

Группа не может стоять на месте, она должна двигаться. Причем не по прямой: прямая дорога рано или поздно заводит в болото. Резкие или нет, но повороты необходимы.

Оказываясь на перекрестке, группа должна выбрать то или иное направление. Так и Nightwish. Они повернули в “тяжелую” сторону.

 

Однако они все еще Nightwish. Недаром, кстати, у меня до сих пор ассоциации с водой, так сказать, в различных видах. Да и тропа (моя любимая, эльфийская) вновь вывела меня к тому самому морю, что я описывала как образ Oceanborn. Только “Once” – уже другой уровень. В нем есть та сила, тот размах, которого не знал “Oceanborn” – что, никоим образом не умаляет достоинств последнего.

Это уже совсем личный опыт пошел. Мало ли чего мне там привидитсяJ Но ведь рождаются же в голове подобные образы и, надеюсь, не просто так. Да и надо же мне, в самом деле, использовать свои полубредовые выкладки из обеих статей!.. Ну да ладно, использовали.

Нельзя забывать и о лирике. Лирике Туомаса Холопайнена, зачаровывающей, притягивающей к себе, как магнит. Лирике, которую и просто перечитать приятно – во всяком случае, мне.

Осталось то неуловимое нечто – тот дух Nightwish, который - простите мне подобное нагромождение, но иначе сказать не могу – делает Nightwish Nightwish.

Помните “Wanderlust”: It’s not the end. Как с оркестром – робко попробовав его в некоторых композициях Century Child, Nightwish по максимуму использовали его на Once. Будто оттолкнулись от земли, и воспарили в небеса, расправив крылья, подобно вольной птице!

“Поздние” про них говорить еще несколько рановато (ох, и интересная же получилась фразочка…). Все у них еще впереди, и своим новым они это только доказали.

То есть, по поводу истории путешествия по эльфийской тропе можно с уверенностью сказать:

 

TO BE CONTINUED!!!

 

***

 

В конце концов буря утихает. А ты так и стоишь неподвижно, не в силах прийти в себя после пережитого. Изумленный… потрясенный… очарованный…

Что ждет волшебную страну завтра? Какая погода?

Прояснится ли окончательно? Может, наоборот – будет настоящий ураган, сметающий все на своем пути?

Предугадать, предсказать невозможно. Ты все узнаешь только тогда, когда увидит свет следующий альбом этой неповторимой, невероятной, непредсказуемой группы, носящей имя Nightwish. 

 

Lothiriel,

специально для сайта “Архивы Арнора( http://loellis.narod.ru )
2005г.

 

Автор благодарит за неоценимую помощь Eugenie и Лиску, своих первых читательниц!

 

ССЫЛКИ:

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

WWW.NIGHTWISH.COM

 

А ТАКЖЕ:

WWW.NIGHTWISH.COM.RU

 

WWW.NIGHTWISH.NM.RU

 

НА ГЛАВНУЮ                  MUSIC                       FORUM

© Loellis

Hosted by uCoz