МУЖСКОЙ ВОКАЛ И МНОГОЕ ДРУГОЕ...

 

Если честно, то я иногда сама удивляюсь – как мы с Lothiriel  на одном сайте уживаемся, такие ведь разные! И как правило ( хотя из правил, бесспорно, всегда бывают исключения) от того, что дико нравится ей, я активно отплевываюсь.  Практически такая ситуация у нас получилась и с Nightwish. 

Думаю, из опорной статьи Loel уже ясно, что мы строили-строили и, наконец, достроились, то бишь, стукнуло нам в голову создать музыкальный раздел. Соответственно, сразу стали составлять список, руководствуясь, в основном, не только личными предпочтениями, но стараясь выбирать наиболее интересных, оригинальных исполнителей. В нашем списке появились и Nightwish. В тот же день активистка Loel решилась заскочить на официальную страничку группы. И скачала оттуда первую под руку подвернувшуюся композицию…Я об этом узнала немногим позже. Представьте себе : сидит себе человек спокойно, уроками занимается, в тетрадках ковыряется, короче, ботанит. И тут над ухом у него прямо раздается требовательный звонок. …Снимаю трубку. Оттуда несутся какие-то нечленораздельные вопли, из которых я поняла только, что статью пишет Lothiriel. Какую статью? Зачем? При чем тут… Я не сразу врубилась в смысл всего мне заявленного, в голове вертелась идиотская фраза Le francais vous connaisez… Очнувшись от французского, я попросила разъяснить все по порядку, и дождавшись убедительного ответа, попрощалась с Loel и повесила трубку. Но тут уже у меня возникло непреодолимое желание узнать самой, что ж это за зверь такой Nightwish. И с чем его, собственно говоря, едят. Прослушав в онлайне Elvenpath, я поняла, что зверь весьма интересный и надо бы его изучить подетальнее…На следующий день я попросила  одного друга принести мне диски этой группы, что он и выполнил, с исконно русской щедростью притащив мне mp3шник со ВСЕМИ альбомами. Только сейчас я осознаю, что ох как зря он это сделал.

Но это все история, возможно, и не очень захватывающая, а потому перехожу к анализу музыки. С моей точки зрения.

Вот. Я сразу решила, что у нас с Loel должна быть на сайте заочная полемика. Так и вышло. Мне почти представляется главная страница, поделенная напополам разделителем в виде колючей проволоки…Но это шуточки. А вот то, что голос Тарьи – единственное, что оттолкнуло, подчеркиваю, оттолкнуло меня от Nightwish – это уже серьезно! ( Думаю, видно, что я уже вступила в спор с Loel) . Да простят меня многоуважаемые поклонники, я если честно, вообще не фанат так называемого женского рок-вокала, а потому от завываний Турунен меня начало мутить уже с четвертой песни. ( А слушала я в разнобой все подряд с разных альбомов).

Но, на самом деле, это все предыстория, и мне следует добавить, что статью, которую вы сейчас читаете я переделывала раза три. И если честно, то за промежуток времени между редакциями я успела пересмотреть свое отношение ко всему коллективу в целом, и в первую очередь, к главной солистке. Стоит отметить, что поначлу я действительно бесилась от воплей Турунен, а когда однажды Lothiriel обратилась ко мне, как к эксперту по гитарным риффам, с вопросом типа «Лис, скажи, а что это за странные визжащие звуки в Beauty Of The Beast…”, То догадайтесь сами, ЧТО я ей ответила.;))Но это было давно, и сейчас я уже сомневаюсь в правильности своего ответа.

Итак. Если уж говорить о мужчинах в Nightwish, то, я думаю, для того, чтобы охарактеризовать постоянную кутерьму с солистами, очень хорошо подойдет всеобщее высказывание: «Дорогая редакция, я охреневаю!». А, собственно говоря, тут особые слова и не нужны, все уже высказано до нас.

Почему же я взялась анализировать именно мужской вокал. Дело в том, что, бесспорно, Тарья обладает сильным и красивым голосом, но…он лично мне быстро надоедает, к сожалению(далее см несколько строк о Тарье). Поэтому когда я услышала в Beauty And The Beast Туомаса , я сильно взбодрилась и продолжила анализировать музыку. Сам Туомас после “Angels Fall First” не поет. Оно и понятно. Я вполне могу это объяснить. Скажем, в Beauty после не очень сильного голоса Холопайнена начинает дико  вопить Тарья. Номер на контрасте. Естественно, что ни самому Туомасу, ни публике это понравиться не могло. Но я считаю, что он должен петь, по крайней мере, у него есть некий талант и в его голосе присутствует какая-то своя “изюминка”. Только подбирать стоит сугубо сольные партии, подобранные специально для него. Как, например, Once upon a Troubadour, которая, бесспорно, удалась на славу.

Сколько солистов уже успело смениться? Ох, пожалуй, МНОГО. Для начала возьмем Дьявола из Devil And The Deep Dark Ocean.(Вильска). Красивый мужской бас…только в ужасной обработке. Я очень не люблю, когда голоса подвергают  такого рода искажению, на мой взгляд, все должно быть естественно. Впрочем, сам Туомас считает Дьявола лишь своеобразным спецэффектом, так что эту «роль» Вильска…можно не учитывать. Впрочем, о Вильска у меня сложилось двоякое мнение. Лично для меня его голос с характерным рычанием, пожалуй, слишком тяжел, но так, как я обещала в своей статье отразить глас народа( в чем мне активно помогли посетители форума группы), я могу сказать точно, что у Вильска есть ровно столько поклонников, сколько недоброжелателей, активно желающих хряпнуть его чем-нибудь тяжеленьким по кумполу. Например, Тарьей. Добавление : лучшая песня – Devil&…

Зато вот у Марко, другого уже, следующего солиста, недоброжелателей, похоже, гораздо больше, чем поклонников. В принципе, конкретно я ничего против Марко не имею, единственное, что могу отметить – его соло в Phantom Of the Opera, где он, мягко говоря, несколько переиграл. К слову, Тарья в роли Кристины хороша, даже очень хороша,  но все же никто никогда не сравнится с Кристиной Сары Брайтман. Что касается  Марко, то  дело в  основном том, что у него, судя по всему, баритон, однако он пытается за счет подрыкивания довести свой голос до баса. Получается не очень убедительно, и еще раз подтверждается теория о том, что петь нужно естественно. Хотя не буду отрицать, что отрывки, исполненные дуэтом, удались на славу – сопрано Тарьи наложилось на бас Марко, и получилось как раз то, что нужно.

Что касается альбома Once, То там Марко не удивил нас чем-нибудь новеньким, оставшись верным своему наработанному стилю. Очень жаль. Добавление : лучшая песня исполнителя – Dead to The World

И, наконец, последний солист, чье пение я буду анализировать – Тони Какко. С ним у меня связаны особые воспоминания, благодаря которым, я узнала, как звучит не весьма приятное слово shit на различных языках. Могу сказать, что имеет некое сходство с фамилией Тони;))( Если кто хочет узнать в подробностях – просим на форум Nightwish. Кстати, ссылка на их сайт дана после статьи Loel). Но вернемся к самому Тони. На самом деле он есть выходец из конкурирующей фирмы –  метал -группы Sonata Arctica.. И, как это ни странно, Тони – самый популярный мужской солист в группе Nigthwish(!!!). Противников у него нет вообще, по крайней мере, у меня сложилось такое впечатление. В принципе, я тоже не могу кинуть камень в Тони – его Astral Romance удался просто на славу, к тому же, именно его голос больше других подходит Тарье. Соотвественно, наиболее запоминающиеся песни проходят, если можно так выразиться, в его исполнении. Да и что скрывать – мне самой очень нравится пение Тони, ибо оно весьма напоминает мне моего любимого певца Рассела Аллена – солиста SymphonyX. Так что Тони меня приятно удивил, заставив резко изменить свое отношение к группе.

Впрочем, у Nightwish стоит анализировать не только вокал. Хотелось бы отметить, что мне, привыкшей к первой гитаре Блэкмора, странно было слышать бас-гитару, вышедшую на передний план, если так можно выразиться. Обычно бас создает своеобразный фон для песни, делает ее насыщенной, а риффы первой гитары придают мелодии тонкость. Здесь я первой гитары не услышала. Хотя бас…виртуозен.  В довершение всему  нельзя не отметить барабанщика Юкку. Обычно у большинства групп, играющих металл можно встретить только сумасшедшую, даже раздражающую бомбежку по ударным. Юкка же действительно очень старается, ритм у Nightwish весьма неплох, и не обладает свойством бесить. 

Gothic

Теперь поговорим немного о самом стиле музыки. Начну с того, что стиль этот уникальный – нигде я такого еще не встречала, чтобы повторялись мотивы с одного альбома на другом. Однако, этот факт(предупреждаю, спорить со мной бесполезно). Да, я думаю, все согласятся, что кое-где, кое-как нет-нет , да и мелькнет знакомый гитарный рифф. Как в море .;)Накатит волна и не видно скалы, отхлынет и откроет взору острые камни. Так и Туомас тащит мотивы из одной песни в следующую. В этом есть своя прелесть и уникальность. Кстати, то же самое – в лирике. Иногда, когда я злюсь, мне кажется, что у Холопайнена просто ограничен словарный запас! Вот, что я заметила – многие слова (конечно, не такие простые, как I , you, me, o) повторяются в разных песнях. Вот мой список: beauty, beast, night, nightwish, wish, dead…

Странно. Есть, конечно, песни, которые выпадают из списка. Например, Elvenpath. Там такие словечки встречаются, что просто… йохарный бабай! Мы с Lo целую тему на форуме Nightwish замутили – поняли из всего этого только то, что Туомас фанатеет от мультика “Снеговик” (мило). И все. И еще – что Tapio – типа нашего Топтыгина, медведь, хозяин леса… А вообще-то медведя принято называть бером. Но это не из этой песни. Кстати, самое веселое слово, которое нигде больше у Nightwish не встречается – Bilbo. Вот такая вот ботва.

Теперь, наконец, что касается готики. Туомас утверждал в интервью, что готикой назвать Nightwish не может. Спорить с ним не буду. Хотя скажу, что готические мотивы у Nightwish есть (dead To The World, Dead Boy’s Poem, In your arms sweet death should dwell). Однако я всегда говорю, что готика, как и фэнтези – понятия растяжимые, и каждый их осознает по-своему.

Вот мой приятель… считает себя готом. Поэтому говорю сразу: если вы видите перед собою объект в расколбасных разноцветных штанах, красной куртке, красных ботах и с желтенькой повязкой на локаторах (ушах), плюс ко всему с волосами ежиком – знайте, перед вами чистой воды ГОТ!!! Весело? Ну вот. А ведь он соблюдает готическую этику и в душе гот и есть.

Так что судить, готика Nightwish или нет, только гот и может.

Tarja.

Теперь снова немного о Тарье.

Как я и говорила в начале статьи, от пения Тарьи, начиная с “Angels Fall First” и заканчивая “Oceanborn”, меня плющило и жестоко тащило. Однако на ‘Century Child” Турунен меня приятно удивила, и я изменила свое к ней отношение. Все-таки она, оказывается, умеет петь, а не только “орать”. Я просто упертая и считаю, что оперным голосом надо орудовать по назначению – то бишь, в опере. Хотя оперный вокал Тарьи явился той “фишкой”, которая заинтриговала слушателей в самом начале творчества группы.

Про голос Тарьи очень хорошо и четко написано в опорной статье Lothiriel. Я могу лишь добавить к ее впечатлениям свои.

Я вообще не поклонник так называемого женского рок-вокала. Тарья на “Angels Fall First”, на мой взгляд, ужасна. Единственный альбом, в который ее голос “вписался”, слился с музыкой – “Wishmaster”. Эксперимент на “Once” особо не удался. Кстати, многие считают этот альбом последним и окончательным провалом Nightwish. Впрочем, каждый их новый диск периодически считается “окончательным провалом”, при этом продаваясь золотым или платиновым.

Вернемся к Тарье. Почему-то ее часто сравнивают с Emmy Lee (Evanesence). Какова причина такого сравнения, мне неясно. Наверное, из-за схожей внешности. Голос Тарьи не в пример сильнее Emmy Lee, хотя и у той есть свои собственные немаловажные достоинства. Emmy – не оперная исполнительница. А потому проводить параллели с Тарьей – дохлый номер.

А если просто глупо рассматривать все рок-коллективы, где солирует женщина, то можно вспомнить Sinergy. Кстати, хочу отметить, что вокал Kimberly типичен для металла, не является чем-то новым и сверхъестественным. Низкий, сильный голос с подрыкиванием. Впрочем, при желании вокалиска Sinergy может взять и высокую ноту. Другое дело – это ей не нужно.

И потому, сравнивая ее с Тарьей, прихожу к выводу, что все же вокал второй уникален. Пусть иногда он и раздражает.

 

 

Это, собственно, все, что я хотела сказать о группе Nightwish.

А если, повторяю, кому интересно потрепаться со мной и многими другими интересными людьми на тему мужского вокала – то заходите либо на форум, либо в Кофейню. Рада буду всех там видеть и выслушать отзывы и предложения, а также важные замечания по поводу статьи.

Лиска,

специально для сайта "Архивы Арнора" ( http://loellis.narod.ru ), 2004г.

© Loellis

MUSIC

НА ГЛАВНУЮ

ФОРУМ

 

 

Hosted by uCoz