CELESTY

 

Когда я прочитала статью в журнале, сердце у меня упало. “Фэнтези… финны… пауэр… НЕТ!!!” В то же время внутренний голос ехидно произнес: “Твои, твои клиенты”.

Так я узнала о группе Celesty.

 

***

 

Итак, начнем.

Celesty – молодая финская группа, выпустившая всего два альбома, чем, должна признаться, меня и покорила в первую очередь :)) /поясняю: последнее есть ни что иное как шутка! А то однажды меня явно не поняли.../

Что очень важно для нашего сайта, который, как известно, называется вообще-то “Архивы Арнора”, хоть мы и частенько об этом забываем: тексты песен Celesty представляют собой фэнтези-сагу, написанную Tapani Kangas и Jere Luokkamäki (гитаристом и ударником соответственно).

Какая группа первой приходит на ум, когда речь заходит о фэнтези собственного сочинения? Лично мне – Rhapsody.

Но надо заметить, что, невзирая на наличие и там, и там, скажем, магического меча, истории совершенно разные. Не буду, естественно, ничего подробно анализировать или тем более пересказывать. Отмечу одно: хоть и отсутствуют всякие там драконы, единороги и прочие мифологически-фэнтезийные существа, но сочинение Celesty нельзя назвать скучным. Сюжет не особо “навороченный”, однако захватывает. Во всяком случае, я поймала себя на том, что с интересом слежу за развитием событий. Да и, несмотря на уже упомянутую мной простоту сюжета, жизнь мира Cryon и его обитателей не лишена неожиданных поворотов.

 

Теперь о музыке.

Celesty относится к epic-power metal.

Поначалу мне (да и не мне одной) показалось, что Celesty – это просто-напросто финский эквивалент Rhapsody. Должна сказать, согласно результатам проведенного нами с Лиской опроса, при слове epic metal многие первым делом вспоминают именно Rhapsody. Примерно это, наверное, произошло и со мной. Но первое впечатление оказалось обманчивым.

Если говорить об epic metal группах, то у Celesty есть черты, присущие и, например, Kamelot (если гиперссылка работает – значит, статья написана, если нет – вопросы к Лиске; хехехе…), и Manowar, и Vision Divine, и Avantasia. Мне кажется, что это те детали, которые позволяют отнести все эти группы к одному стилю музыки.

Да и, если уж на то пошло, Celesty будут помрачнее Rhapsody. Ну да ладно.

Кроме того, лично я заметила в композициях влияние Stratovarius (их в особенности), Sonata Arctica. Да, для тех, кто интересуется последней группой – на “Reign Of Elements” появляется Jani Liimatainen, гитарист Sonata Arctica. Небольшое отступление от основной темы...

Что-то есть и от Helloween. Кстати, Celesty сделали кавер-версию песни “The Chance”. Это тоже для интересующихся.

Но отвлечемся от всяких параллелей. По-моему, их уже достаточно. Сосредоточимся на самой группе. Тем более что, хоть и можно выявить некоторое сходство с “коллегами”, они все-таки вполне самостоятельны :)

“Такую музыку можно сочинять только в молодости. Столько энергии, еще не растраченной…” – так сказала моя бабушка, которую я, памятуя об удачном опыте совместного прослушивания нового альбома Nightwish, призвала на помощь.

Действительно, это характерно для обоих альбомов. И на “Reign Of Elements”, и на “Legacy Of Hate” господствует поистине вихревой темп. Ураганный. Бабушка, чья оценка удивительно совпала с моей, описала свои впечатления так: “Как смерч, закручивается, закручивается куда-то вверх”. Несокрушимая энергия молодости хлещет через край. Кстати, участники коллектива в самом деле очень молоды.

     Кстати сказать, эту черту – бешеный темп – я встречала и у Sonata Arctica. Однако между эффектом от музыки двух групп есть существенное различие: Sonata... увлекает слушателя за собой (недаром в названии стиля присутствует слово Power), а Celesty как бы наблюдаешь со стороны. Во всяком случае, таковы мои ощущения.

Но, в общем, бодрящая такая музыка. Иногда, особенно на дебютном альбоме, кажется, что это просто какая-то мешанина из разнообразных звуков… слушать которую, однако, доставляет удовольствие – причем совершенно непонятно, почему. Весь этот “кошмар” время от времени весьма органично вплетаются отчаянные выкрики вокалиста, служащие, вероятно, для устрашения. Вероятно – так как не всегда страшно. Временами слегка смешно :). Впрочем, о вокале чуть позже. Все в свое время.  

Правда, иногда дикий темп все ж таки снижается. Можно остановиться, отдохнуть от скоростного бега, например, на красивом, мирном проигрыше. Клавишные послушать, а то все остальное время солирует в основном буйная электрогитара, подкрепленная ударными и басами. Нет, я не хочу сказать, что клавишные у Celesty совсем не чувствуются. Просто они не на первом плане, вот и все. Обогатили музыку новыми оттенками – и хватит. Хорошенького понемножку. А что до гитары, то должна признаться: великим специалистом в данной области себя не считаю. На мой взгляд, партии гитары у Celesty нескучные. Большего говорить не буду.

К слову, проигрыши могут быть не только мирные, но и напряженные, полненные настороженного ожидания. Зловещие. Но все равно можно приостановиться – а затем снова вперед, не зная отдыха еще очень долго.

На каждом из дисков только по одной медленной песне, не считая, конечно, таинственных интро. Но на то они и ИНТРО. Они постепенно “вводят” нас в повествование. Словно туман постепенно рассеивается, и все отчетливее начинают проступать очертания незнакомой земли.

И вот такое-то Интро без предупреждение переходит, например, в “The Charge”, где и музыка, и вокал наполнены предвкушением жестокой битвы и победы. Предвкушением долгожданной мести, которая осуществляется в следующей песне, “Revenge”, и далее в грозно-торжественной заглавной композиции “Reign Of Elements”.

Ураганность” музыки в общем-то понятна: темные и светлые силы постоянно пребывают в состоянии борьбы. Должно же данное обстоятельство сказываться на музыке! :) Потому она и пронизана боевым духом, духом сражений, и отнюдь не только в “батальных сценах”. Легче перечислить композиции, в которых этого нет. Так что если хотите послушать успокаивающую музыку, то Celesty вам подойдет вряд ли.

Да, о борьбе и т.п. От epic metal Celesty досталось в первую очередь свойство, которое я называю мотивами типа “Посторонитесь, идет герой!” Олицетворением ему для меня служит “Final Countdown”. Так и представляешь себе “доброго молодца”, всего из себя такого героя, с выхваченным из ножен сверкающим мечом спешащего на подвиги. По-моему, слишком уж это как-то… Хотя epic – он и есть epic. У Celesty этим особенно отличается второй альбом, и прежде всего “Army Of The Universe”. Очень, кстати, напоминает Rhapsody. Под величественную музыку мужской хор стройными голосами выводит нечто отважное, дышащее героизмом и отвагой. Далее рисуется картина выстраивающихся войск. Голос вокалиста будто вольным ветром проносится над полем битвы. Нельзя забывать и “Battle Of Oblivion” – яркую, бурную композицию. Поединок между положительным и отрицательным героями, на мой взгляд, кульминационный момент “Reign Of Elements”. Ураган обретает наибольшую силу. Наверное, единственная песня, где его уже не просто наблюдаешь – ты в эпицентре.

В общем, так. Кому подобные вещи нравятся – рекомендую. 

В музыкальном плане альбомы друг на друга похожи, хоть группа и явно не стоит на месте. Но второй, как мне кажется, стройнее первого, он более упорядоченный. Что отразилось, по-моему, и в художественном оформлении. Нечеткие, слегка расплывчатые и вместе с тем слегка огрубленные линии на первом рисунке – и прорисованность мельчайших, тончайших деталей на втором. Диковатая, необузданная музыка “Reign Of Elements” – и некоторая смягченностьLegacy Of Hate”.

 

Ну и, конечно, надо завести разговор – “коротенько, минут на сорок” – о вокале.

 

Первое, что хотелось бы отметить – использование dark vocals, оно же тяжелый вокал. Чего, кстати, не припомню ни у Rhapsody, ни у Stratovarius – если вновь поднять старую тему.

Такой тип вокала у Celesty наличествует в небольших дозах, которые даже я смогла перенести. И, что вполне логично, нужен он там для обозначения темных сил.

Этим приемом Celesty не злоупотребляют, так что создается достаточно интересная деталь композиции, вносящая разнообразие в общую картину вокала и музыки.

 

Женский вокал тоже сведен к минимуму. Вплоть до того, что даже партии героини исполняет основной вокалист группы. Надо сказать, что в диалогах это иногда запутывает слушателя.

Про бэк-вокал на первом альбоме сказать, к сожалению, ничего не могу. Что же до Sanna Natunen с “Legacy Of Hate”, то она временами напоминает Lotta Höglin из Beseech. Но – временами, не более. Вот и все.

Теперь – об основном вокале.

На первом альбоме поет Kimmo Perämäki. Приятный, выразительный голос. Есть в нем и огонь, и драматизм. Правда, иногда вокалист может и подрыкнуть, и взвизгнуть – там, где это, на мой взгляд, не совсем уместно. К примеру, мужественный рык при исполнении роли Shemin, главной героини. Нет, я отдаю себе отчет в том, что она отнюдь не “кисейная барышня”, да и ситуация, в которой она оказалась, к умиротворенности, мягко говоря, не располагает. Но такое звучание – это уже чересчур. Или вот “Kingdom”. Этого я ему, наверное, не прощу никогда. Смягченная акустической гитарой, тихая, спокойная, нежная песня. Как сказала Лиска, в стиле Scorpions. Герой просит любимую стать его женой… и внезапно срывается на визг! Ну, что ты скажешь…

Однако если игнорировать содержание текстов, то звучат вполне прилично даже раскритикованные выше моменты.

После выхода “Reign Of Elements” вокалист в группе сменился. Следующий альбом вышел уже при участии нового певца.

Для Antti Railio “Legacy Of Hate” – дебют.

Railio, в отличие от предшественника, не рычит и не визжит. То есть поет он ровнее, спокойнее. Правда, того огня, что был у Perämäki, я у него не почувствовала. Наоборот, его голос я назвала бы прохладным. Хотя и отказать ему полностью в выразительности нельзя.

Надо сказать, дебют получился весьма и весьма достойный. Если продолжить сравнение двух дисков, то ровный голос Railio так же прекрасно вписался в более спокойное звучание второго альбома, как непредсказуемый голос Perämäki – в буйное звучание первого. Каждый из вокалистов оказался на своем месте, с чем их можно только поздравить.

 

Эксперимента с бабушкой мне показалось, очевидно, мало. Поэтому я решилась на еще один – уже с Лиской.

Невероятно, невозможно… но наши мнения, в общем-то, совпали. К примеру, по поводу того же Antti Railio: “Голос – видно, что молоденький”. И мы с ней дружно решили, что “высокие ноты никому из них брать не следует”, хотя том, что у них получилось, нет ничего особенно отталкивающего. Просто далековато еще вокалистам Celesty до, скажем, Тони Какко (Sonata Arctica). Можно назвать и других более опытных исполнителей.

Также Лиска “вынесла приговор” группе в целом:

“В принципе, неплохо – но не фонтан. То есть можно и лучше”.

Оценила она группу на “4, может даже 5”.

Я согласна с тем, что это, пожалуй, “середнячок, но хороший середнячок”. В смысле, не назвала бы эту группу чем-то выдающимся, экстраординарным.

Но, опять же – невообразимая ситуация – соглашаюсь с Лиской, сказавшей:

 

“Молодцы. Подрастут – может, дойдут до уровня Rhapsody”.

 

Действительно, Celesty – еще молодая группа. И подает она, кстати, большие надежды. Кроме того… ведь есть же в них что-то, заставившее меня резко изменить свои планы и, отложив работу над другими группами (читай – статьями), заняться ими в первую очередь.

 

Ну, вот и славно.

Итак, закончим.

 

***

Сага обрывается неожиданно, внезапно. История не находит завершения. Из этого делаю вывод, что на следующих альбомах она будет продолжена. Недаром же последняя песня называется именно так:

                                      

ending?

 

 

Lothiriel,

специально для сайта “Архивы Арнора” ( http://loellis.narod.ru, ), 2005г.  

© Loellis

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ:

 

WWW.CELESTY.NET

 

MAIN                                  MUSIC                        FORUM
Hosted by uCoz