Tarja Turunen.

Москва, 20 декабря 2006 г. 

Большую часть декабря упорно держалась совсем не зимняя погода – осенняя, чуть ли не весенняя. Народ – за редким исключением – стонал от последствий глобального потепления на все лады, потихоньку пытаясь свыкнуться с унылой мыслью, что главные зимние праздники пройдут на фоне зеленых газонов и под шум дождя.

Но – о чудо! – в самом начале недели неожиданно выпал снег; с виду хилый и ненадежный, его покров, вопреки пессимистичным прогнозам, не растаял на следующий же день, а остался лежать на улицах, во дворах, на крышах домов.

И напрашивается такая мысль: неужели же это сама природа подготовилась таким образом к концерту Тарьи Турунен, экс-вокалистки Nightwish и, наконец, просто замечательной финской певицы?.. 

***

Естественно, мы с Татьяной договорились прийти заранее: я тешила себя надеждой купить в фойе рождественский диск Тарьи.

Естественно, у нас ничего не получилось: в МХАТ имени Горького мы буквально влетели минут за десять до начала, так что на поиски диска нас уже не хватило. Потом, уже после концерта, мы заприметили бойкую торговлю дисками (исключительно Nightwish), футболками и проч. Но сольника там то ли не было изначально… то ли, как говорится, опоздавшим – кости.

Ну да ладно. 

Признаться, я ожидала, что здание театра наводнят металлисты и готы в соответствующей «униформе». Как бы не так!

При первоначальном беглом осмотре мне на глаза попадались только элементы соответствующего наряда: где промелькнет футболка с логотипом Nightwish или еще какой-нибудь металл-команды, у кого в дополнение к вполне себе выходному костюму болтается за спиной рюкзачок с больно знакомыми надписями. Кто выглядел так, будто в повседневной жизни носит готичный костюм, а для театра все же решил переодеться.

Мало-помалу, правда, стали попадаться на глаза одинокие длинноволосые молодые люди – правда, вид у них был преимущественно какой-то потерянный. Изредка встречались в меру готичные барышни.

Порадовало, что концерт задержали не на час и даже не на полчаса – то бишь в рамках приличий. То есть мы не так уж и долго дожидались желанного момента, когда погас свет в зале, музыканты, рассевшись по своим местам, взялись за инструменты – и на сцену тихо, как-то даже скромно вышла сама Тарья Турунен. 

Когда-то давным-давно, в своей самой первой статье о Nightwish, я предсказывала, что Тарья когда-нибудь покинет группу и будет петь в опере. Ну, ошиблась маленько: концерт был далеко не полностью классическим.

Завораживающиеся классические произведения сменялась песнями, например, из репертуара группы ABBA, милыми народными или в меру торжественными церковными песнопениями – и все это под аккомпанемент живого оркестра из фортепиано, гитары, баса, скрипки, виолончели и флейты.

Лично меня особенно порадовало то, что Тарья не ограничилась английским языком, и было много песен на финском.

Третьим номером исполнялась “Walking In The Air”. И я как-то вдруг поняла, почему эту композицию иногда называют «кельтской балладой»: в исполнении тарьиных музыкантов песня получила ярко выраженный фолковый уклон, которого не было у версии Nightwish.

Во время “Happy New Year” голос певицы как будто растворялся в музыке, которой новая аранжировка придала пышность, роскошь. Эта известная песня в исполнении Тарьи прозвучала как-то совсем по-новому, непривычно.

После “Happy New Year” Тарья объявила небольшой перерыв и временно покинула сцену. Сразу вспомнились паузы на концертах Nightwish, где народ брал на себя голосистый Марко Хиетала. Но Марко здесь не было, и публику ждала инструментальная композиция – фолковая; без Тарьи стало несколько скучновато, и некоторые из зрителей начали медленно, но верно погружаться в сладкий сон...  Потом вернулась Тарья, и все пошло своим чередом.

Меня приятно удивила доброжелательная и уважительная обстановка, в которой проходил концерт. Памятуя опыт с выступлениями Blackmores Night, я ожидала и здесь пьяных воплей типа: “Nightwish!!!” – в лучшем случае и прочих видов зрительского безобразия. Но нет, такого не было.

Однако разве на наших родных просторах что-то бывает от начала и до конца нормально? – вопрос скорее риторический.

Дошла очередь до “Ave Maria” – песни, которую лично я очень хотела услышать в исполнении Тарьи. И вот тогда-то атмосферу приближающегося светлого праздника начал изо всех сил портить один из прожекторов! Его то ли треск, то ли гудение, все нарастая и нарастая, будто пытались вытеснить собой и музыку, и голос. Но Тарья не уступала и продолжала спокойно петь. «Битва титанов» длилась, к моему зубовному скрежету, довольно долго – почти до конца песни – однако в конце концов свершилось чудо. Треск утих, будто побежденный грустным голосом молодой певицы! Тарья же на происшедшее отреагировала ироничным: “What on Earth was THAT?!”. Вообще, с публикой она общалась более сдержанно, чем та же Кэндис Найт, но тем не менее во время всего концерта ей удавалось поддерживать в зале веселую, предпраздничную обстановку

Вторую часть концерта Тарья начала со своеобразного «хождения в народ» - спустилась со сцены и пела в проходе, усиленно призывая зрителей подпевать. Этот неожиданный маневр внес в зрительские ряды бельэтажа смятение; все, кто мог, повскакали с мест, чтобы не упустить ни одного движения певицы, остальные же мрачно любовались спинами своих соседей. А Тарья с окончанием песни вернулась на сцену уже с огромным букетом ярко-красных роз.

Конечно же, не остался позабытым Ян Сибелиус: Тарья исполнила религиозную песню “En Etsi Valtaa, Loistoa”, которую мы с Татьяной совсем недавно слышали на камерном концерте в протестантской церкви. Сравнивать, конечно, смысла нет: другая обстановка, другой исполнитель… Тогда мы сидели в маленькой церкви, зрителей было мало, обстановка – скромная. Здесь известная певица собрала полный зал крупного театра. Однако я, слушая Тарью, пыталась представить себе, как бы она звучала на небольшом концерте в какой-нибудь церкви – у нее же бывали такие концерты…

Вновь наступило время инструментальной композиции, однако на этот раз Тарья нас не покинула: она сидела на высокой табуретке, слегка раскачиваясь в такт музыке. Тарья напоминала маленькую девочку, восторженно внимающую рождественской сказке. Мелодия была фолковая, а атмосфера – такая уютная…

Ближе к концу зрителей ждал сюрприз. Музыканты вдруг ушли со сцены, и опустевшее место пианистки заняла сама Тарья. Вообще-то я знала о ее умении играть на пианино, но почему-то не думала, что она проявит свои таланты на концерте, аккомпанируя себе во время исполнения “You Would Have Loved This”.

После небольшого предисловия Тарья заиграла и запела… Мне казалось, будто я полностью растворилась в переливах этой музыки, этого голоса – нежных, печальных, волшебных… И в зале стало тихо-тихо, словно все на несколько минут в едином порыве затаили дыхание. 

После небольшой паузы Тарья вновь вышла на сцену, уже с другой версией “Walking In The Air”, на этот раз более рОковой. И странное дело – наконец-то надев длинное концертное платье, певица почему-то стала себя вести, почти как некогда на концертах Nightwish :)

Во время концерта Тарья не только пела – причем так, как мы в Nightwish и не слышали! – но и общалась с публикой, в основном по-английски. Конечно же, не обходилось без приветствий и «спасибо» на русском языке – кстати, иногда совсем чисто, я даже удивилась, - которые, похоже, стали своеобразным минимумом для выступающих в России заморских исполнителей. Однако, как выяснилось, этими короткими, но милыми русскому сердцу фразами певица ограничиваться не намеревалась.

Анонсировали последнюю песню. Я тут же узнала мотив, и на меня нахлынула волна ностальгии: это мы пели в школе на французском языке (если, конечно, не считать того, что я умудрилась проболеть и значительную часть репетиций и сам концерт). Поэтому я не сразу осознала неправильность происходящего: в том смысле, что язык исполнения не был ни английским, ни финским, ни французским… и вроде не немецким… не испанским… Кабы не Татьяна, до меня еще долго не дошла бы простая истина: Тарья храбро решила спеть по-русски, и не пару строк, а целую песню! Слов, конечно, по большей части было не разобрать – но до чего же приятно! :) 

Русская песня была самой-самой последней, после чего пришло время  криков “Tarja, you are the best!”, просто восторженных визгов… «Спартак – чемпион! Оле-е-е-оле-оле-оле-е-е!..» - насмешливо спародировал кто-то. Тарья собирала цветы под периодически (когда у зрителей совсем уставали руки) ослабевающие аплодисменты и наши с Татьяной более чем язвительные комментарии вполголоса – о перспективах открытия цветочного магазина либо смерти под тяжким грузом…Очередь возле сцены выстроилась солидная, и церемония одаривания певицы грозила затянуться на время, сравнимое с продолжительностью самого концерта. 

Но и это время – радостное и грустное одновременно – прошло. Мы расходились по домам, надеясь, что Тарья как можно скорее выполнит свое обещание приехать к нам еще раз. 

А повсюду лежал молодой, но стойкий белый снег… Развешенные повсюду нити новогодней иллюминации освещали наш путь до метро – как обычно в последние дни. Но только этим вечером я по-настоящему ощутила, что близятся мои любимые праздники…

Lothiriel,

специально для сайта "Архивы Арнора" (http://loellis.narod.ru) 

 

МУЗЫКА НА ГЛАВНУЮ ФОРУМ

© Loellis

Hosted by uCoz