Shaman - Korpiklaani

Жила-была в Финляндии группа, игравшая музыку в стиле folk metal. И звалась она Shaman...

Дебютный альбом – “Idja” – был записан в 1999 году.

Может, странно, может, нет -  слово, которое приходит мне в голову, когда я думаю о звучании этого альбома – мягкий.

Открывает альбом “Odda Mailbmi”. Воздушная, мягкая, легкая композиция. Даже когда она, словно стряхнув остатки полусна, навеянного тихими шаманскими напевами ее начала, устремляется вперед, в ней нет оголтелой долбежки по всем инструментам сразу. Встрепенулась – и взлетела, как птица!

Вот так и весь альбом. Он весь пронизан шаманскими напевами, повторяемыми на всевозможные лады. Нет, Shaman – это, наверное, на любителя. Не у каждого хватит терпения дослушать до конца песню на незнакомом языке – ведь Shaman поют на саамском, - да еще со столь длинными "шаманскими" партиями. Легкой, как пух, паутинкой они оплетают весь альбом, переходя из композиции в композицию и даже делая их все в чем-то очень похожими друг на друга. Но, как ни странно, это не убивает достоинств альбома, а превращает его в по-настоящему единое целое.

Композиция “Festet”, на первый (второй, третий, десятый – главное, мой) взгляд, вся состоит из ударных и перкуссии, аккомпанирующих непонятным разномастным выкрикам. Возможно, за этим стоит какой-нибудь древний ритуал, однако мне представляется компания шаманов, не в меру развеселившихся (с чего бы это?), от души лупящих по барабанам и выкрикивающих кто во что горазд всякую всячину. Забавно. :)

А что касается саамского языка… не знаю, по мне, так даже интереснее :). Правда, иногда задаешься-таки вопросом: а о чем же на самом деле поется в этой кажущейся веселой/грустной и т.п. песне? – но это уже детали.

Надо сказать, что в музыке Shaman вообще очень много фолка – в том смысле, что он не служит всего лишь интересным дополнением к металлу, а, может быть, даже наоборот. Часто металл у них “утоплен” в фолке, а порой кажется, что он совсем растворен в фолковых мотивах.

Звучание очень мягкое, без малейшей резкости или грубости. И вокал приятный, не хрипящий и не визжащий, как раз то, что нужно. Полная гармония между музыкой и вокалом.

А “Orbina” и вовсе звучит, как колыбельная. Нежные гитарные переборы под шелест ветра, нежный голос вокалиста… Затем музыка меняется, становится более ритмичной, подключаются ударные и прочие “тяжелые” инструменты. Но это ненадолго, волнение стихает так же внезапно, как и поднялось. Мелодия вновь переходит в колыбельную, ласковую и… взволнованную.

А после нее, как по контрасту, идет заводная и взбадривающая “It Sat Duolmma Mu”. Могу ошибаться, но она ближе скорее уже к направлению собственно Korpiklaani, нежели Shaman. Jдrvelд уже хрипит и немного подрыкивает, мужской хор издает залихватские выкрики. Вот под нее уже вполне можно потанцевать. Но это все равно композиция с альбома “Idja”, и даже ей присуща все та же смягченность звучания.

Одним “Idja” дело, конечно, не ограничилось, и в 2002 году был записан “Shamaniac”.

Почти восемнадцатиминутная “Mu sieddi beales mun gottan” – прекрасное начало для альбома. Довольно длинное барабанное вступление, сопровождающееся обычными вокальными “упражнениями”… впрочем, куда же без них группе под названием Shaman? :) К ударным неспеша, с ленцой, подключаются остальные инструменты.

За барабанной дробью следует нечто эфирное, невесомое, прозрачное. Не музыка, не пение – отдаленное эхо, шепот. Призрачные звуки, как будто доносящиеся издалека.

Всплеск, вспышка – и следующая часть. Уже вполне “материальная”, ощутимая, и все же мягкая, как композиции “Idja”.

Совершенно неожиданно музыка меняется вновь. Теперь она будто любовно, в мельчайших деталях вырисовывает пейзаж. Здесь есть озера, горы… но главенствует лес. Огромное, бескрайнее пространство, наполненное колышущимися от ветра зелеными волнами листвы. Под плавную, волшебную музыку будто летишь, как перышко, над лесом, любуясь красивейшей природой. Тишина, покой…

К прекрасной, божественной мелодии осторожно, словно боясь нарушить хрупкую красоту, присоединяется голос. Хочется закрыть глаза и просто наслаждаться прелестью музыки, а шум собственных мыслей кажется уродливыми радиопомехами. Красота природы, красота музыки… Магия природы, магия музыки… Все соединилось в  “Mu sieddi...”

И не важно, о чем поется, важно – КАК. Уже и не вспоминаешь, что группа играет вообще-то folk METAL. Какое там! – на ум упорно приходит Enya.

И вдруг, ни с того ни с сего, на ровном месте – раз, два, три – понеслись вперед, как на крыльях. Все, вступление кончилось, пора переходить к основной части.

Вообще-то, это не единственный контраст Shamaniac. Иногда такое встречается и внутри самих композиций. Например, “Sugadit”. Вроде тянется себе немного даже скучноватая песня, раскачиваясь, наподобие маятника: туда-сюда, туда-сюда – ничего особенного. И тут бац – как всегда, без предупреждения – срываешься и летишь. Это уже не ощущение крыльев за спиной: ни одной птице никогда не разогнаться до такой скорости. Летишь, как вольный ветер – нет, быстрее ветра. Ничто не сдерживает, нет никаких преград… Вполне подошло бы для кульминационного момента какого-нибудь приключенческого фильма. Для эпизода погони. Так и чередуются в композиции две эти части до самого коца.

В целом же “Shamaniac”, конечно, не копия “Idja”, хоть и много у них общих черт. Если соотношение фолка и металла на “Idja” я бы примерно оценила как 70/30, то здесь - 60/40.

Увеличилось количество танцевальных моментов. Не дискотечных – боже упаси, нет! – а старых добрых народных плясок… точнее, их элементов в композициях.

В этом плане особенно выделяется “Vuola Lavlla”, последняя на альбоме. По вокалу ее, кстати, можно сравнить с “It Sat Duolmma Mu”, а соответственно – с Korpiklaani. Поэтому получилось очень удачно, что именно она и завершает последний альбом Shaman.

Эдакий естественный переход в новую эру…

 

***

… но потом выяснилось, что далекая Бразилия богата не только дикими обезьянами. Там  отыскалась другая группа с тем же названием. И пришлось нашим Shaman свое имя сменить. И зовутся они с тех пор Korpiklaani, Лесной Клан…

 

***

Но сменилось у группы не только название. Затронув состав группы, перемены не обошли стороной и звучание, что чувствуется уже с первых секунд первой композиции первого альбома. Если вновь вернуться к соотношению фолка и металла, то теперь это будет 50/50. Прикидывалось, как всегда, на глазок, причем на мой :), так что сами понимаете…

Но даже если отбросить все эти жалкие попытки приблизиться к математической точности, одно ясно: процент металла в музыке теперь уже Korpiklaani существенно увеличился. Ассоциации с Enya сменились ассоциациями с Finntroll.

Может, и нельзя сказать, что Korpiklaani стали грубее… Я бы сказала, напористее.

Ушли в прошлое задумчивость “Idja” и “Shamaniac”; за редким исключением, все композиции очень энергичные, а у иных из них просто боевой настрой. Длинные вариации шаманских напевов теперь превратились в эхо, в фон. От них осталось краткое воспоминание в самом начале песни “Spirit Of The Forest” – которая, что любопытно, не входит в состав одноименного альбома.

Весело, с задором звучат фолковые инструменты – "живые", не сымитированные с помощью синтезатора. Особенно радует скрипка. Нет, правда, забавно наблюдать за сотрудничеством бойкой скрипочки с “традиционными” инструментами металла. Именно сотрудничеством: “тяжелая артиллерия” ни в коей мере не забивает свою проворную и озорную соседку. В лесу Korpiklaani находится место всем: и гитарам, и ударным с перкуссией, и флейтам, и скрипке, и jouhikko, и басам, и даже аккордеону.

Вот только саамский язык уже не звучит на укромных полянках и на берегах озер. Вытеснен он даже не финским, а английским. Ну что ж, global language, как мы о нем в школе учили. :( Правда, в исполнении Jдrvelд звучит он весьма забавно – не понять, то ли по краям лесной полянки вольготно расположились автобусы (buses), то ли все-таки кусты (bushes) и т.п. Но от этого почему-то только на душе теплее становится…

Да, о звучании: изменился и сам стиль исполнения. Напористость проявляется не только в музыке, но и в вокале. Это при том, что вокалист остался прежним.

Поначалу меня в Korpiklaani ужасно раздражало одно – вокалист. К его пению чаще всего отлично подходит слово “надрывается”. Причем с хрипом. “Спой, светик, не стыдись…” Впечатление… неуклюжести. Из-за вокала порой возникает забавный контраст между звучанием и содержанием.

Вот, например, одна из композиций “Spirit Of The Forest”. Начинается она с тихого, вполне миролюбивого вступления… А затем Jдrvelд, как будто с яростью и болью, орет, словно его режут, изо всех сил выкрикивая текст. О чем же эта песня? – она называется “Crows Bring The Spring”, поется в ней о приходе весны. Спасибо, текст под рукой – иначе ведь ни за что бы не догадалась.

Или “Native Land”. Вполне патриотическая песня о родной стране… Спета так, как, наверное, "на лицо ужасный - добрый внутри" Хагрид  (тот самый, из "Гарри Поттера") исполнил бы гимн школы Хогвартс :). Вызывает целую гамму эмоций, от умиления до откровенного недоумения.

И как только танцующие на лужайке эльфийские девушки из “Before The Morning Sun” не разбежались в ужасе кто куда от столь “ангельских” звуков? Мне вспоминается песня Blackmore’s Night под названием “Midwinter’s Night”. И там, и там лирический герой (героиня) хотел бы уснуть до рассвета, но вот беда – не удается; и ясно, что обоим так и не удастся. Казалось бы, люди в одинаковой ситуации – но при сравнении вполне сойдут за красавицу и чудовище :). Но это так, полушутя.

Единственная композиция, в которой я с самого начала подметила идеальное сочетание музыки, вокала и сюжета – “God Of The Wind”. Текст "от автора" прочитан интригующим полушепотом, а вот прямая речь от лица медведя… Действительно, с таким голосом только медведя и изображать! :)

На самом деле надо, наверное, просто привыкнуть, и тогда вокал Korpiklaani будет порой даже завораживать не хуже флейты, а безумные выкрики превратятся в очень милые и придающие группе совершенно особенное звучание. А, может быть, это, как и Shaman, на любителя, просто я таковым оказалась?.. :)

Контрасты, кстати, есть и внутри самой музыки. “Old Tale” поначалу напоминает собой композицию все тех же Blackmore’s Night. Музыка а-ля менестрели, все чинно и благородно, даже на Korpiklaani не похоже как-то. Подготавливаешься к прослушиванию баллады… Но это только начало. Сама история о несчастной любви юной девушки из явно небедной семьи и фермерского сына, в конце которой все умерли, но все же обрели счастье, рассказывается под какое-то убийство, смешанное со скрипкой и сопровождаемое “фирменным” вокалом. Даже скрипка звучит со слегка обиженными интонациями. Ох, как я ее понимаю! :)

В общем, Korpiklaani – группа контрастов. С ними не соскучишься.

Обновленный коллектив (или Korpiklaani следует считать уже совершенно другой группой? – если так, то можете считать часть статьи про Shaman просто-напросто очень длинным вступлением) записал пока что два альбома: “Spirit Of The Forest” (2003) и “Voice Of Wilderness” (2005).Друг от друга они отличаются… я бы сказала, яркостью и… уверенностью. Наверное, излишне добавлять, что второй ярче и увереннее? :) И вообще: я, пожалуй, согласна с теми, кто говорит, что “Voice Of Wilderness” гораздо профессиональней своего предшественника.

Korpiklaani – это уже, конечно, не Shaman. Но не все осталось в прошлом. На обоих дисках Korpiklaani есть то, что отличало и “Idja” с “Shamaniac”: связь с природой и красота. Слушая  “Pine Woods”, я так и представляю себе путника с посохом, неспеша бредущего по живописной лесной дороге. Вообще, эта композиция напоминает дорогу – длинную, как сама жизнь.

И под “With Trees” встает перед глазами свой сюжет, тоже тесно связанный с лесом. Хотя для Korpiklaani это неудивительно. Итак, лес. Обрамленный поросшей зеленой травкой берегами, узенькой полоской бежит ручеек с прозрачной, чистой водой. Спокойная, расслабляющая музыка играет, кажется, в самой твоей душе. И ни звука вокруг, только время от времени выдаст приглушенную серебряную трель птица да шелестит ручеек, будто нашептывая легенды прошлого.

Внезапно, будто опомнившись (“Мы же все-таки еще и металл играем, разве не так?”), музыканты слегка утяжеляют композицию. Однако такое чувство, будто она, вопреки всем законам физики, могучей птицей расправила крылья и взмыла в воздух. Навстречу ветру и облакам, прочь от земли! И ты сам, заслушавшись, будто устремляешься вслед за ней. Ощущение полета, плавного и свободного…

И тут вступает голос – чуть хриплый, но не неистовый, а спокойный, как и природа вокруг. Он – часть этой природы. Eugenie, послушав “With Trees”, сказала, что Jдrvelд напоминает ей лешего… Вполне возможно! :)

А иногда заиграет таинственная флейта, позовет за собой, в лес. Доверчиво делаешь шаг, другой, следуя за манящей мелодией – и тут начинается веселье Korpiklaani, из серии “Танцуют все!!!”. Да как тут не танцевать, когда сама музыка просто повелевает пуститься в пляс?! Особенно этим отличаются композиции вроде “Hullunhumppa” – а хумппа, кстати, вообще такой танец. Вспоминаются веселые Elдkelдiset… :)  Плюс ко всему и тексты некоторых песен с долей юмора (“You looked Into my eyes”).

Атмосфера Korpiklaani напоминает атмосферу шумного застолья с песнями, танцами… ну, и выпивкой, само собой! :) Одна “Beer, beer” чего стоит! :) И вообще, от прослушивания Korpiklaani минимум улыбка гарантирована – ну, по крайней мере, сужу по своему собственному опыту. Может, поэтому у меня не статья выходит, а коллекция смайликов? :)

 

Но отгремело безудержное веселье, и звучит задумчивая, чуть строгая “Kдdet Siipinд”, последняя песня “Voice Of Wilderness”. Словно прощание, пронизанное тихой печалью. Перезвон струн совсем как перезвон колоколов… Прощание…

 

НО ВЕДЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ НЕПРЕМЕННО БУДЕТ!!!

 

 

Lothiriel,

для сайта "Архивы Арнора" ( http://loellis.narod.ru ), 2005γ.

 

© Loellis

 

МУЗЫКА НА ГЛАВНУЮ ФОРУМ
Hosted by uCoz