NIGHTWISH: По эльфийской тропе. Туда - но не обратно. | |||
Умом Россию не понять... Ф.И. Тютчев. | |||
У знакомых, которым я давала почитать первую или
вторую редакции статьи, неизменно вызывал бурную реакцию подобранный
эпиграф. Они даже подскакивали от удивления: а при чем тут Nightwish?! В том-то и
дело, что ни при чем. Только если косвенно. Потому как речь в предисловии
я поведу о себе-любимой. Кому - мне
или Лиске - пришла в голову идея создать на сайте музыкальный раздел,
история скромно умалчивает. Точнее, я совершенно позабыла. Но помню, что
начальный список составляла сама. Каким
образом? Совершенно варварским, а потому несколько утомительным. В своем
роде это подвиг - в один вечер просмотреть все музыкальные разделы всех
выпусков любимого журнала аж за два года. Лиска в черновике своей
статьи рассказывала, что мы выбирали группы, "руководствуясь, в основном,
не столько личными предпочтениями, но стараясь выбирать наиболее
интересных, оригинальных исполнителей". Ну да, в таком сумасшедшем
мелькании останавливали взгляд только "интересные и оригинальные", это уж
точно! Вот так-то
мне и попалась на глаза финская группа Nightwish. Я пожала плечами, внесла
в "черный список"... А затем, посовещавшись, мы с Лиской пришли к выводу:
Nightwish - группа достаточно популярная, и среди наших друзей да знакомых
непременно отыщется тот, кто нам о ней напишет. В общем, были мы
чрезвычайно довольны собой и счастливы. Однако уже к
вечеру неугомонную Loel (меня, то бишь) замучили сомнения. Ни я, ни Лиска
песен Nightwish никогда не слышали. Все, что у меня есть - пара
коротеньких заметок в журнале. Да мало ли что они там играют! К тому же у
меня еще с детских лет под влиянием знакомых сложилось четкое
представление, что "под металл можно только дрыгаться", находясь при этом
в каком-то дико-дебильном состоянии. Кто-то мне такое сказал. Конечно,
глупо вот просто так верить на слово. Однако должна признаться, что с тех
пор я и не пыталась слушать металл. А сейчас,
вооружившись разумной мыслью, что надо проверить, что, собственно, будем
загружать на сайт, я храбро вылезла в Интернет и нашла официальную
страничку группы. Там
отыскались и отрывки песен продолжительностью примерно в минуту. Я скачала
первый попавшийся под руку (после выяснилось, что это "Ever Dream"), стала
слушать. Поймав себя на том, что делаю это уже в пятый раз, я поняла все.
Позвонила Лиске и сообщила "радостную" новость: статью буду писать
сама. Лиска сие
действо в своей статье описала как "какие-то нечленораздельные вопли".
Возможно, так и было, потому что уже тогда я ужасно злилась на себя.
Чувствовала, видно, что влипаю в большие неприятности. Можно сколько
угодно рассуждать не тему "загадочной русской души" и ее внезапных,
необъяснимых порывов. Однако мне кажется, что столь безумная идея -
написать статью о группе, которую никогда не слышала (если не считать того
злосчастного образца) и о которой НИЧЕГО не знаю, - могла прийти только в
мою голову. Как я это
делала - заслуживает отдельного рассказа. Что-то вроде "A Nightwish Nightmare". Особенно
если учесть мое полное невежество в плане современной музыки. Когда я
начала работу над статьей, на меня обрушился поток всяческих устрашающе
звучащих терминов. Так что не будь на свете, например, восхитительного
форума официального сайта, обитателям которого мы с Лиской должны выразить
особую благодарность, - ну ничего путного у меня выйти просто не
могло!!! Да, кстати,
закономерный вопрос: зачем столь длинное предисловие? Ответ: чтобы люди
сразу поняли, с каким "профессионалом" имеют дело. И держали в голове, что
это мой первый опыт. Критика, конечно же, принимается. А что в итоге
получилось - судить не мне. Так или иначе, я не жалею о содеянном, то бишь
о полубессонных ночах, потраченных нервах и т.д. и т.п. В конце концов,
открыла для себя потрясающую группу. А заодно и многие
другие... Чего же еще
надо человеку для счастья? *** | |||
Я долго стоял неподвижно, В далекие звезды вглядясь, - Меж теми звездами и мною Какая-то связь родилась.
Я думал... не помню, что думал; Я слушал таинственный хор, И звезды тихонько дрожали, И звезды люблю я с тех пор. А.А. Фет | |||
Хорошо иногда выехать за город с друзьями! Даже если живешь в небольшом городке. То есть почти что, собственно, за городом. На природе. И хорошо до глубокой ночи засиживаться у костра в компании друзей: | |||
Люблю я дружеские враки И дружеский бокал вина Порою той, что названа Пора меж волка и собаки... А.С. Пушкин | |||
Подключаем воображение... Вот, примерно так: ночь... лес...маяком во тьме горит костер... Его пламя отбрасывает блики на лица собравшихся вокруг людей, лижет сухие ветки. А те потрескивают, время от времени выбрасывая снопы искр, отражающиеся в глазах. В перемешанном с колеблющимся, словно огонек большой свечи, светом костра полумраке между стволами деревьев мечутся испуганные тени. Но дружеской компании, расположившейся у костра, не страшны лесные призраки. Играет гитара, возможно, и песня звучит... С черного неба, не скрытого облаками, на Землю глядят далекие, загадочные и манящие звезды. Как блестки или маленькие жемчужинки на темной ткани неба. Редко, но это бывает - одна из них вдруг срывается и стремительно, маленькой стрелой летит вниз. Тогда надо успеть загадать желание, и оно непременно исполнится. Наверное, в одну из таких вот ночей Туомас Холопайнен посмотрел на небо... и успел поймать взглядом мелькнувшую "змейку". И загадать желание - о собственной группе. Конечно же, только так появившееся в результате чудо и можно было назвать - Nightwish. А как же иначе?.. (Ну, и нафантазировала же я!..) *** Как уже было сказано, перво-наперво я скачала отрывок. Следовательно, “познакомилась” в первую очередь с вокалисткой (читай “положила под микроскоп прежде всего ее”). “Певец финляндки молодой” – вот в кого рискует превратиться человек, пишущий о Тарье Турунен. Я исключением не являюсь, но и сопротивляться этому, по правде говоря, не хочу. Также мне ни в первой, ни во второй редакции не хотелось начинать с внешности Тарьи. Хотя бы потому, что она певица, а не модель. Но совсем недавно я увидела фотографии со съемок их последнего клипа… Уж очень они меня вдохновили. Правда, я довольно долго не могла уловить все время ускользающую от сознания ассоциацию. Когда мне это удалось, я слегка даже удивилась. Дело в том, что Тарья, окруженная вьющимися в воздухе снежинками, напоминала мне эльфийскую деву, а именно… Арвен! Помните ее описание - "The Fellowship Of The Ring", книга 2, глава 1? Лучше взять оригинал, т.к. переводы... ну, недаром о них ходит столько анекдотов. Однако дело не в этом. Просто что-то было в облике Тарьи на этом снимке очень похожее... Нет, конечно, ясно - человека эльфом никак не назовешь, да еще таким, как Арвен. Но кадр действительно удачный... Ладно, не будем восхвалять фотографов. Как говорится, ближе к делу. Арвен снежной страны… Кстати, Толкиен ведь черпал вдохновение в том числе и из финской мифологии! Так что почему бы и нет?.. Но, опять же, – Тарья прежде всего певица, так что главным остается ее голос. Отдав дань одной ее ипостаси (“лицо группы”), я перехожу, с вашего позволения, к основной. Петь Тарья начала очень рано – чуть ли не с трех лет. И ничего удивительного, что после музыкальной школы она поступила в Академию имени Сибелиуса. Заниматься академическим вокалом. Таким образом, одна из отличительных особенностей Nightwish в мире металла - вокал не просто женский, но оперный. Ее мечта – классические партии, и когда-нибудь она непременно будет петь в опере. Представьте себе: темный зал оперного театра, взоры в восхищении затаивших дыхание зрителей направлены на сцену – туда, где Тарья, в свете прожектора, поет: | |||
Casta
Diva, che inargenti queste
sacre antiche piante, a noi
volge il bel sembiante senza nube e senza vel… | |||
Ночной кошмар поклонников Nightwish.
Совсем недавно Тарья вернулась из Германии, где довершала обучение. А теперь приготовьтесь: с моей стороны сейчас пойдет откровенное ботанство. “Бог дает нам орехи, но не колет их” – так гласит немецкая пословица. Действительно, мало от рождения обладать каким-то талантом. Драгоценный камень нуждается в огранке. Тогда он предстанет нашим глазам в полном своем великолепии. Чтобы достичь в жизни успеха, надо немало потрудиться… Так, хватит, Loel. Думаю, твоя мысль ясна. На самом деле, мне не хотелось бы сидеть тут и с умным видом все это излагать. Просто я считаю, что Тарья выше сказанному является полным подтверждением. Ее чудный голос – не только щедрый дар природы, но и результат упорной многолетней работы, постоянного самосовершенствования (можно, кстати, проследить по дискам группы, как меняется голос Тарьи. На каждом альбоме он звучит по-разному).И результат… Нет, я наверняка не смогу должным образом этого описать!!! | |||
Что за звуки! неподвижен, внемлю Сладким звукам я; Забываю вечность, небо, землю, Самого себя. Всемогущий! что за звуки! жадно Сердце ловит их, как в пустыне путник безотрадной Каплю вод живых! М.Ю.Лермонтов | |||
Тарья поет божественно. Ее голос то словно парит где-то высоко-высоко среди белых хлопьев облаков, то будто погружается в океанские глубины. А тот, кто слушает, часто просто заворожен его красотой. Ну что тут можно сказать: “Спортсменка, комсомолка и, наконец, просто красавица!” – прямо-таки убийственное сочетание. Вот и на концертах Тарья, появляясь на сцене, мгновенно очаровывает зал: | |||
Она поет - и звуки тают, Как поцелуи на устах, Глядит - и небеса играют В ее божественных глазах; Поет ли - все ее движенья, Иль молвит слово - все черты Так полны чувства, выраженья, Так полны дивной простоты. М.Ю. Лермонтов | |||
Во всяком случае, похоже. И строчка “так полны чувства, выраженья” здесь приходится как нельзя кстати. Тарья умеет прекрасно передать голосом настроение, смысл каждой песни.
Нет, я, конечно, понимаю, что нарисованная мной картина сильно смахивает на иддилию. Естественно, не может не быть “недовольных”. И разброс мнений о Тарье – широкая шкала от “богини” до “плохой оперной певицы, поющей в металл-группе” (ха-ха, тут человек, конечно, "загнул"!). Кстати, Лиска вообще на дух не переносит всех вокалисток, за исключением Кэндис Найт, а Тарью – так в особенности. Все это абсолютно нормально. Как даже у самого плохого актера (певца) обязательно есть хотя бы два-три поклонника, так и у каждого хорошего имеются люди, которые его, мягко говоря, не одобряют.. Невозможно нравиться ВСЕМ. К тому же, если честно, не будь людей, которым Тарья (и Nightwish) не нравится, ситуация казалась бы просто-напросто пугающей! Но это уже так – мои мысли. Собственное же мое мнение о Тарье, я думаю, понятно из всего выше сказанного. Для подведения некоего подобия итога… Я, конечно, не вправе расставлять оценки – но Тарье я поставила бы жирную “пятерку”. С плюсом. Она этого заслужила. Бесподобное пение Тарьи Турунен – это, конечно, великолепно. Говорю без иронии. Однако без Туомаса Холопайнена ничего бы не было вообще. Туомас Холопайнен… Признаюсь честно – мне очень трудно о нем писать. Почему я
руку и разум что-то сковывает – не знаю. Но я все-таки попробую.
Потому что без этого можно вообще не приниматься за статью о Nightwish. Роль Туомаса в создании группы, я надеюсь, ясна. В таком случае есть хоть какая-то польза от того бреда в начале статьи. Имеется в виду ночь, лес, костер да звездочки – мой кошмар из редакции в редакцию. Собственно, Туомас группу основал. Также именно им написана практически вся музыка Nightwish – за исключением того, что создано в соавторстве, и, естественно, каверов. Его перу принадлежит и лирика Nightwish, о которой я буду говорить особо. Ведь в списке того, что привлекает меня в Nightwish, тексты песен, интересные и глубокие, занимают далеко не последнее место. Так, а теперь я, как хорошая девочка, не буду повторять тех идиотских слов из предыдущих редакций, которые во многом спровоцировали появление той, которую вы сейчас читаете. Потому как если не можешь выразить восхищение должным образом – лучше вообще его не выражать, а перейти сразу к делу. Итак, Туомас и решает, “о чем поют”. Да, кстати, о чем? Здесь я хотела бы сделать небольшое “лирическое отступление”
и кое-что прояснить. Когда я работала над статьей, мне посоветовали: “Только не
соединяй музыку и лирику. Говори о них отдельно!” Однако я решила все же продолжать уже взятый курс. Причина
тому не одна. Во-первых, я уже пробовала такое делать. Позвольте не
комментировать результат. Все-таки я считаю, что песня – это и музыка, и
лирика одновременно. Единое целое. Иногда их просто нельзя разделять. Во-вторых, что значит “возьми отдельно лирику”? Анализировать? Предлагать интерпретации? Да
кто я, собственно, такая, чтобы это делать? Полагаю (точнее, тихо надеюсь), что в своих изысканиях я нашла нечто вроде “золотой середины” – ей и попытаюсь следовать. Насколько возможно. От
этого получилась немножко дикая композиция… но, боюсь, иначе и не
смогу. Итак, продолжаем. Как говорил сам Туомас, песни Nightwish для него как своеобразный дневник. То есть он отражает в них свои мысли и чувства. Кстати, по-моему, одна из доминирующих черт Nightwish во всем – это искренность. Но есть среди всех композиций особенно личные. Через них он будто говорит с нами. Например, “Dead Boy’s Poem”. “Dead Boy's Poem” – на мой взгляд, удивительная песня. Голос ребенка, читающего проникновенные строки, на фоне клавишных переливов – это создает невероятный, неповторимый эффект. Словно при свете трепетного пламени свечи, затаив дыхание, входишь в храм. Храм человеческой души. Клавишное соло сменяется то “взрывом” нескольких инструментов, то, если можно так сказать, струнными аккордами, будто движимыми энергией Океана. И голос Тарьи… Поначалу он звучит в полной тишине, при молчании инструментов. Ближе к финалу создается ощущение, что он доносится до нас сквозь брызги прибоя, сквозь шум ветра, неистовыми порывами проносящегося над бушующим морем. Будто певица стоит на одинокой скале, посреди разгулявшейся стихии, которая вот-вот сбросит ее вниз. А над плещущимися волнами эхом проносится голос мальчика… Туомас хотел бы, чтоб его помнили по этой лирике… Странно, может быть, - однако мне приходят на память знаменитые пушкинские слова: Я
памятник воздвиг себе нерукотворный... Конечно, сам Туомас вряд ли о себе такое скажет (не знаю, почему – но я в этом уверена). Но “DBP” – действительно нечто вроде такого памятника. Пройдут годы, не станет людей, которые создавали эту музыку – а она будет по-прежнему звучать, уже для наших потомков. Не покроется пылью времени… Именно в “Dead Boy’s Poem” впервые появляется сочетание “Ocean Soul” – позже оно дало название другой, не менее личной для Туомаса, песне. “Душа-Океан”, “Океаническая Душа”… Композиция “Ocean Soul” прекрасна, и в красоте ее есть, мне кажется, нечто хрупкое. Слушая ее, я иногда боюсь пошевелиться – чтобы не разбить ее непередаваемую на бумаге атмосферу. Может, еще и поэтому Nightwish не хотят играть ее во время концертов? Хотя главной причиной, конечно, остается слишком личный для Туомаса характер “Ocean Soul”. Слова “Ocean Soul” нередко встречаются в лирике Туомаса. Часто они звучат рядом с сочетанием “lonely soul” (“одинокая душа”). Вообще, мотив одиночества можно вполне назвать одним из сквозных мотивов. Но, надо сказать, этими двумя песнями тема Океана у Nightwish не ограничивается. Например, на альбоме “Wishmaster” есть композиция “Deep Silent Complete” – о силе Океана, этой таинственной стихии. В ней когда-то давно зародилась на Земле жизнь. В толще ее непроницеамых для человеческого взгляда вод, возможно, сокрыта Смерть. Но безмолвный океан не выдает своих тайн… Иногда кажется, будто океан притягивает Туомаса. Во многих композициях Nightwish явственно ощущается движение его волн, даже если в тексте об океане не сказано ни слова. Он незримо присутствует на всех альбомах, начиная с “Oceanborn”... Или даже раньше. Не менее важна в творчестве Nightwish и тема путешествия, похода, дороги. Как в “Wanderlust”. Надо сказать, что этой песне я особенно благодарна: своим положительным зарядом она вывела меня из состояния, близкого к настоящему творческому кризису. На свою же, правда, голову, как потом оказалось… Ну да ладно. Будем надеяться, что Loel не “удивит мир своей неблагодарностью” (речь о статье). Итак, дорога. Желание бродить по свету, вечно познавать окружающий мир. Жизнь как бесконечное путешествие. Вот что, по-моему, делает Nightwish. Создает в мире музыки свое государство, изучая мир окружающий – странствуя по… эльфийской тропе! На нее сейчас встанем и мы. Чтобы начать путешествие в сотворенную Nightwish страну, жизнь которой наполнена гармонией, музыкой и настоящими, живыми чувствами. Уже, правда, начали… Ну, тогда, стало быть, продолжим. А начну я это самое продолжение с фэнтези. И не только потому, что сайт называется “Архивы Арнора”. Просто дебютный альбом группы открывается песней “Elvenpath” – “Эльфийская Тропа”. С соответствующим содержанием. Вот мы и вступили на эту тропу, чтобы начать свой путь. Мы встречаем прелюбопытнейших личностей из самых разных произведений, легенд. Здесь и небезызвестный хоббит Бильбо (как же без него?), и злобные гоблины, и бородатые гномы. На полянках танцуют в свете луны pixies (“Шишков, прости – не знаю, как перевести…”) - духи, то коварно подшучивающие над смертными, то предлагающие им свою помощь. В общем, почти как у В.Брюсова: Столетний бор. Вечерний сумрак зелен. Мне щеки нежит мох и мягкий дерн. Мелькают эльфы. Гномы из расщелин Гранита смотрят… Помимо “делегации” из Средиземья, по тропе разгуливает Спархок, рыцарь Ордена Пандеона, спасающий юную королеву Элану. Так сказать, представитель Элении, описанной в книгах Дэвида Эддингса. Кстати, “Elvenpath” вдохновила меня на отчаянные поиски этих самых книг – и нахождение одной из них! И какой же лес без его мифологических хозяев - Tapio и Mielikki? В общем: Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей… Ну, звери – не звери, а интересных существ действительно предостаточно. Средиземье и Dragonlance нашли свое отражение и в “Wishmaster”. Эта песня, по-моему, - настоящая любимица публики. Без нее не обходится ни один концерт группы. И ничто в нашей бурной и непредсказуемой жизни
не заставит меня поверить, что ни в одной из строк “Crownless” нет никакой связи со стихотворением, которое Бильбо сочинил об Арагорне (см. "Lord Of The Rings")! Ну, или почти ничто...
“FantasMic” – трехчастная песня, посвященная все тому же “великому и ужасному” жанру фэнтези. Кажется, будто сама музыка отправляет слушателя в путешествие во времени и пространстве. Но… нет, “FantasMic” – это все же, скорее, мотивы из Диснеевских мультфильмов, сказок. Они нередко встречаются в лирике Nightwish, иногда переплетаясь с фэнтези (и гномы из “Elvenpath” – наверное, те, что приютили Белоснежку, чем толкиеновские). Оттуда, кстати, взята и часто повторяющая тема Красавицы и Чудовища, вариация которой – тема “красоты чудовища” – в песнях группы имеет важное значение. Итак, создается свое маленькое государство, как убежище в беспокойном море жизни. Королевство благородных героев, фантастики и приключений. Страна, в которой человек получает возможность претворить в жизнь самые сокровенные мечты, доверенные далекой и прекрасной звезде. Волшебную, сказочную реальность можно противопоставить той, в которой мы живем. Композиция “The Kinslayer” в творчестве группы, по-моему, стоит особняком. "Парой" к ней можно назвать, наверное, только "10th Man Down". Она описывает трагедию, произошедшую в одной обыкновенной американской школе. Двое учеников ворвались в здание с оружием, убили 15 человек: 9 мальчиков, 4 девочек и самих себя. Они готовились к этой жуткой акции целый год, но на отснятой ими видеопленке внятно не объяснили причину столь страшного поступка. Потрясенный этими событиями, Туомас не мог не написать “The Kinslayer”. В этой песне наш мир представляется лишенным разума и каких-либо ориентиров – прежде всего нравственных – по которым жили люди.. Они сметены войной – войной не только между странами, но и в людских душах. Мир, погруженный во тьму и хаос. Надо отметить диалог в середине песни. По свидетельствам уцелевших, это слова, произнесенные убийцами и их жертвами во время кровавых событий в Колумбайн. Мужской голос – Айк Вил из группы “Babylon Whores”. На самом деле надо слышать, как он произносит свой текст. В сочетании с оперным вокалом Тарьи получается нечто необыкновенно сильное по эмоциональному воздействию, по выразительности. Недаром “The Kinslayer” порой вызывает у людей слезы. Многие обращали внимание, что в тексте “The Kinslayer” есть много слов, связанных с религией. Об этом хотелось бы поговорить отдельно. Нет, правда – хотелось бы. Не потому, что очень люблю эту тему. Напротив – ненавижу. Просто данный вопрос время от времени “всплывает”. Однако когда из третьей редакции у меня получилось двенадцатистраничное “чудо”, мне пришлось подсократить все, что только можно (нечего сказать –сократила… в итоге получилось больше, чем было!). В том числе и тему религии и т.п. А посему кратко докладываю результаты исследования, не вдаваясь в подробности. Надо отметить, что реакция многих (не всех, к счастью) людей, на мой взгляд, довольно странная. Варианты наблюдаются разные. 1) Nightwish – сатанинская группа. 2) Nightwish – религиозная группа. Уже само по себе восхитительно. Так вот, мои результаты: 1) Nightwish – не сатанинская группа. 2) Nightwish – не религиозная группа. Тем, кто ее таковой называет, могу сказать одно: ровно с таким же успехом ее можно обозвать языческой. В текстах ведь упоминаются иногда, например, древнеегипетские боги. Все – назад, скорее на эльфийскую тропу! Итак, продолжаем. Сказалось на жизни удивительного мира и увлечение Туомаса ночью, звездами. Что и неудивительно, если вспомнить об обстоятельствах, при которых идея о Nightwish появилась на свет. В песне “Stargazers”, открывающей "Oceanborn", дана невероятно прекрасная, поэтичная картина ночного неба. Планеты, звезды, образующие причудливые узоры созвездий, Луна… Как отдельный мир. Мир, притягивающий взоры мечтателей. Не прошло незамеченным и солнечное затмение. Ему посвящена потрясающе красивая баллада “Sleeping Sun”. Будто магия необыкновенного явления растворилась в музыке. Ну, после солнечного затмения самое время поговорить о чем-нибудь великом. Скажем, о чувстве, которое, по словам Камю, “требует невозможного, абсолютного, пылающих небес, непрекращающейся весны, жизни после смерти и даже самой смерти, превратившейся в вечную жизнь”? Это я, конечно, о любви. На самом деле, у Nightwish есть предостаточно песен на эту тему. Обо всех рассказать просто невозможно. И лучшие выделить невозможно. Да я, собственно, и не пытаюсь. А буду говорить… /с идиотской улыбочкой/ пра-а-авильно, – о своих любимых! Хотелось бы (особенно в связи со столь торжественным началом) рассказать об “Austral Romance”. Но это уже “территория” Лиски. Очень жаль, так как это не только необычайно красивая композиция (я говорю про обе ее версии), но и очень интересный “случай в практике”. Что ж, не судьба… Тогда поговорим об остальных. Скажем… об “Ever Dream” на которой я столь удачно “попалась” в тот памятный вечер? Фонтан, из которого бурным потоком плещет энергия, ЧУВСТВО. От кристально-прозрачного клавишного ручейка в самом начале до широкой волны, прямо-таки накрывающей с головой, - в конце. Словно могучая река подхватывает тебя и несет… куда? Не знаю. Но кажется, что в прекраснейший из уголков Вселенной… Совсем иная песня – “Forever Yours”. Как успокоение после штормов “Ever Dream” и тем более “Slaying The Dreamer”. Тихая гавань… У “Forever Yours” чистая, красивая мелодия. Если завести речь о цветовых ассоциациях, то я бы сказала, что оттенок ее матовый. В ткань любви скромной белой ленточкой вплетается сквозной мотив одиночества. Но не только такая “светлая” любовь представлена в песнях Nightwish. Подчас речь идет о чем-то более темном. О страсти, я бы сказала. А иногда проскальзывают и вовсе довольно-таки зловещие нотки. Например, в “Nymphomaniac Fantasia”. Сам Туомас от нее, мягко говоря, не в восторге и даже вроде бы заявлял, будто сочинил ее не иначе, как в пьяном виде. И что в лирике смысла нет. Не знаю, как насчет первого (ха-ха, ему виднее), однако со вторым утверждением можно и не согласиться. Поднабраться эдак наглости, да и поспорить с автором… Смысл определенно ЕСТЬ. Во всяком случае, кажется, что есть… Во всяком случае, люди его находят. На самом деле… чувствуется в этой музыке нечто не то чтобы пьяное – пьянящее (эти строки написаны 8 марта после небольшой вечеринки… но я ликера НЕ ПИЛА!!!). Но красивая она, тут уж ничего сказать не могу. В общем, очередное подтверждение тому, что “талант не пропьешь”. В завершение разговора о теме любви у Nightwish осталось только сказать, что среди всей этой палитры красок я не нашла одной – счастливой любви. Всегда присутствует грусть. Впрочем… может, плохо искала? Напоследок не могу не упомянуть об одной из своих самых любимых песен – “Lappi (Lapland)”. Она как прекрасная сказка в четырех частях, повествующая о Лапландии. Крае, обладающем холодной северной красотой, отражающейся, как в зеркалах, в его бесчисленных озерах. Крае, где обитают дикие звери. Крае, о котором можно сказать словами Пушкина:
Там чудеса, там леший бродит... В роли лешего – таинственный призрак Etiainen (правильно написать имя которого мне не позволяет клавиатура). Крае, в котором останавливается время… Еще одна важная деталь: первая часть “Lappi” написана на финском языке. Вся остальная же лирика Nightwish – на английском. На сегодняшний день, во всяком случае.
В музыке Nightwish Туомас воплощает свои чувства и впечатления. По-моему, ярким примером тому является “Century Child” –пока что последний альбом группы. Его созданию предшествовало очень трудное для Nightwish время. На “Century Child” лежит отпечаток, тень пережитого членами группы. Альбом получился “тяжелым”. И в плане музыки, в связи с заметным, по сравнению с предыдущими дисками, и, я бы сказала, слегка неожиданным усилением роли басов. И в плане лирики. Кстати сказать, многие песни объединены одной темой – утратой невинности. Но слово “невинность” используется здесь в ином значении, чем обычно в наше время. Не “virginity”, а именно “innocence”. Я бы это назвала тем особым состоянием души, которое свойственно детям. Душевная чистота – если попытаться облечь это в некий термин. По моим цветовым ассоциациям “Century Child” темный – но не черный. Это в среднем: от самого мрачного – “Slaying The Dreamer” – и до жемчужно-серого “Bless The Child”. Как уже, наверное, ясно из предыдущего абзаца, самой “темной” композицией на “Century Child” я считаю “Slaying The Dreamer”. Она состоит из двух частей, и в ней напряжение и боль возрастают с каждой секундой, с каждой долей ее. Пока в конце не перерастают в неуправляемую лавину… По смыслу “Slaying The Dreamer” можно противопоставить “Dead Boy’s Poem”. Вторая – обращение прежде всего к близким людям, тем, кто дорог автору. “Slaying The Dreamer” адресована тому, кто причинил ему боль. По настроению … по настроению же я бы противопоставила эту композицию “Wanderlust”. В них можно соотнести некоторые строки – они будут как черное и белое. От “Slaying The Dreamer”, как и от многих песен Nightwish, исходит настоящий шквал энергии (даже больше, чем от некоторых из них). Она по-настоящему ЖИВАЯ, это чувствуешь каждой клеточкой… “Century Child” завершает трехчастная композиция “Beauty Of The Beast”. Она настоящий венец альбому. В ней сходятся все основные темы лирики, звучавшие на нем. Также мне хочется отметить новое звучание голоса Тарьи – уже не “оперное”, а, как это называет Лиска, “нормальное”. Хорошо это или плохо – ну… сложно сказать. С одной стороны, группа не стоит на месте, развивается. Пробует что-то новое. С другой… Многие люди полюбили Nightwish именно за это сочетание – металл с оперным вокалом. Оно было, как я уже говорила, одной из отличительных черт группы, ее “визитной карточкой”. Однако, наверное, сейчас еще рано загадывать. Время покажет. Кроме того, впервые Nightwish использовали оркестр. Он звучит в некоторых композициях “Century Child”. Однако мы, наверное, немного сбились с пути. Надо бы вернуться на тропу… пока окончательно не заплутали в дебрях. Впрочем, я, естественно, не смогу рассказать обо всем. Это невозможно. Да и бессмысленное, наверное, занятие. Помню, как в части про лирику/музыку пыталась продумать композицию так, чтобы получилось что-то, хоть отдаленно напоминающее “плавное логическое перетекание”. И как часто сложившийся было порядок внезапно ломался каким-нибудь новым моим открытием!.. В конце концов я совсем уже отчаялась подчинить все это разуму. Тем более что всякие темы и сквозные мотивы у Nightwish столь часто преплетаются… Плюс ко всему… Каждый может найти в песнях Nightwish что-то свое. Отыскать
между строк свою боль, свою радость, свою мечту. Увидеть нечто близкое
лично себе. У каждого в волшебном королевстве по имени Nightwish своя эльфийская тропа.
Однако это еще не все. Помимо сочинения музыки и лирики, Туомас играет на клавишных. Сама я в течение пяти лет брала уроки игры на пианино. Поэтому к клавишным, надо сказать, весьма неравнодушна. Нет, ни в коем случае не хочу сказать, что ненавижу! Совсем даже наоборот. Мне лично очень нравится, что клавишные занимают достойное место в музыке Nightwish. К тому же Туомас играет сложные партии так, что у меня подчас дыхание перехватывает. И сразу становится понятно, что человек занимался старательно - не то что некоторые (не будем даже говорить, кто). Впрочем, у Туомаса действительно вполне серьезное музыкальное образование. По отзывам же счастливцев, видевших концерты Nightwish, на сцене этот человек творит нечто невероятное и едва поддающееся описанию. Кстати (как говорится, для тех, кто заинтересовался), Туомас в качестве клавишника принял участие в проекте “For My Pain”. Но и это еще не все. Голос Туомаса звучит на первом альбоме , “Angels Fall First”. Ну, о мужском вокале в Nightwish вам с огромным удовольствием расскажет Лиска. Я же лишь упомяну, что самому Туомасу получившееся в итоге не понравилось. В дальнейшем он устроил с мужским вокалом дикую свистопляску, привлекая к процессу все новых и новых вокалистов из самых разных групп. Что тут еще скажешь? Только одно: “Бедная Лиска!” Однако я не могу не отметить, что теперь все вроде бы должно поуспокоиться. У группы новый басист, Марко Хиетала, который, помимо всего прочего, исполняет мужские партии (как на Century Child, так и во время концертов). Но тут слово надо вновь предоставить Лиске. Что же до самих басов – я уже о них говорила в связи с Century Child. Насколько я поняла из “свидетельств очевидцев”, во время концертов на передний план зачастую выходят не только басы. Заметной фигурой становится и басист. Странное ощущение дает просмотр фотографий (так, теперь вот экстрасенсом стала! дожили… “Лечим по фотографии…”). Точнее, именно мрачный викинг Марко в окружении “молодежи”. Из которой самый старший – Туомас – моложе Марко на десять лет. Нет, конечно, суждение по фотографии – дело самое неблагодарное. Раз уж Лиска начала иллюстрировать свою статью о Nightwish примерами из нашей веселой жизни, то я, пожалуй, продолжу. Был со мной однажды такой случай. Ко мне в гости зашла знакомая, и я ей показала наш альбом 9-го класса. Она смотрела-смотрела… Затем – на полном серьезе - сказала: “Ну, это, наверное, самые ботаны!” – и указала на двоих мальчишек в приличных костюмах, выглаженных белых рубашках, с галстуками, в очках… Я едва не умерла со смеху! Дело в том, что эти мальчики были самыми отъявленными хулиганами класса, к тому же вылетевшие из школы за неуспеваемость и провал экзаменов! Просто их тогда раз в жизни заставили прилично одеться. Вот, люди, продолжайте гадать по фотографиям – и достигнете таки-и-их успехов!!! Так к чему это я? Ах, да… Судя по тому, что мне довелось услышать, Марко на самом деле не такой уж и “мрачный”. На этом влияние Марко на группу не заканчивается. Он автор “Long Lost Love” – первой части “Beauty Of The Beast”. И, надо думать, он продолжит сочинять песни для Nightwish. Марко пришел в Nightwish из Sinergy, причем не обошлось без скандала… Впрочем, это уже несколько другая история. Его предшественник – Сами Ванска – принимал участие в записи "Oceanborn", "Wishmaster" и "Over The Hills And Far Away". На “Angels…” все партии баса исполнил Эмппу, гитарист группы. Что же до Эрно (Эмппу) Вуоринена и Юкки Невалаинена (ударника), то о них вам расскажет Лиска. Относительно Юкки просто получилось, что наши мнения таки сошлись, чем мы решили воспользоваться. А Эмппу… С ним я – позор на мою лоэллисовскую голову – элементарно не справилась! Ну, первый блин комом. Тем более что Лиска действительно во всяких риффах и прочем понимает побольше моего. Да и мнения наши не так уж расходятся – сравнить хоть с ситуацией вокруг Тарьи! Так что о них – в статье Лиски.
Впрочем, о каждом из творцов магической страны Nightwish можно побольше узнать на официальном сайте группы (ссылка после статьи). Сайт просто супер – это, опять же, мое мнение. И что б я без него делала? К тому же, он красиво оформлен. Простите, что
я все цитирую да цитирую, но: | |||
|
Взгляни на звезды: много звезд В безмолвии ночном Горит, блестит кругом луны На небе голубом. Е.А.Баратынский |
||
Возможно, это и не Луна вовсе… Ну, ладно. Похоже, по крайней мере.
Так… Нехорошо получается. Значит, о “Century Child” рассказала, а что же с остальными альбомами? Ведь, кто бы там чего ни говорил, на самом деле каждый звучит по-своему. На этот раз пойду по порядку. Ну и, опять же, в меру скромных способностей. “Angels Fall First” – дебютный альбом группы. Все началось, как известно, под сенью леса… Как там говорится в “Elvenpath”? Поначалу Nightwish задумывалась как акустический проект: клавишные, гитара, голос Тарьи. Уже позже к и без того веселой компании добавились электрогитара, ударные и т.п. Что в результате вылилось… известно, в какие безобразия. Но так или иначе, на “Angels…”, как мне кажется, остался существенный след первоначального замысла. Можно сказать, что в его музыке явственно чувствуются те самые дружеские посиделки у костра, песни под гитару. Голос у Тарьи на "Angels..." молодой, резвый, а местами даже слегка резкий. И, по-моему, голос Туомаса, который, возможно, и не совсем подходит для металла, придает альбому еще большее очарование. Не хотелось бы в очередной раз “опускаться” до описания своих цветовых ассоциаций: и так статья отличается особым “профессионализмом”, мягко говоря. Однако замечу-таки, что “Angels…” – единственный альбом, который я не могу весь охарактеризовать каким-то одним цветом или оттенком. Слишком разные по окраске получились на нем песни. С чем это связано? Не знаю. Так, информация к размышлению. Но вот ставшая уже такой родной и знакомой эльфийская тропа (перечитываю я статью, и чудится мне порой, будто мы начинаем бродить по ней кругами) выводит нас на берег моря. Нет, что ж это я – не моря, а целого ОКЕАНА (а вообще-то имеется в виду, что сейчас речь пойдет о следующем детище Nightwish – альбоме “Oceanborn”). Итак, под нашими босыми ногами уже не тропа, а прибрежный песок, полоса которого отделяет лес от колеблющихся волн. Мы неподвижно стоим на берегу, наблюдаем полет чаек над водной гладью. Легкий бриз веет в лицо… Не берусь с уверенностью утверждать, но наверняка тех, кто следил за Nightwish с момента выхода "Angels Fall First", в связи с “Oceanborn” поджидал небольшой сюрприз. Настолько мощный скачок вперед совершила группа всего за год. Я, к сожалению, не смогла должным образом прочувствовать контраст. Первым (и, кстати сказать, с большим трудом) я нашла в окрестных магазинах именно “Oceanborn”. Я ведь уже объясняла, что начала с сильнейшего предубеждения против металла. Помню, как вставила с таким трудом добытую кассету в магнитофон, а сама уселась на диван, тоскливо прижала к груди подушку и стала ждать. Что так? Да просто подумала: “ Ладно, девочка, с “Ever Dream” была просто случайность. А сейчас пойдет какая-нибудь дикость, которую ты уже пообещала себе проанализировать…” Надо ли говорить, что я была приятно удивлена? Сразу хочу отметить, что на втором альбоме Тарья поет уже, по-моему, как-то мягче, нежнее. А в целом я бы сказала, что “Oceanborn”, по сравнению с дебютом… Более торжественный, что ли. Однако у меня в голове тут же возникает литературное сравнение. С пушкинской Татьяной, которая и превратившись в роскошную светскую даму не утратила внутренней чистоты и искренности. Так и второй альбом Nighwish. Туомас как-то раз назвал “Oceanborn” “холодным”. Нет, что-то подобное определенно присутствует. Но не должен ли океан быть таким – бескрайним, прекрасным и холодным? Это мне, кстати, пришло в голову, когда я одним “зимним” (то бишь размякшим-расплавленным) днем шлепала по московским лужам. Глобальное потепление… К тому же и в “Oceanborn” чувствуется-таки эта обыкновенная для Nightwish душевность, внутренняя теплота (энергия волн?). Кстати, не в этом ли один из секретов популярности Nightwish? Люди тянутся
к искренности… Это,
опять же, мое предположение. Все
композиции Nightwish исходят из глубины души
их создателя. Наверное, поэтому они с такой легкостью проникают в душу
слушателя. Они рождают мечты, радость, слезы, пробуждают в людях самые
искренние чувства. Однако пора продолжать путь. Там, где кончается широкая полоса слегка влажного песка, мы находим продолжение тропы. Доверяемся ей, и она ведет нас далее. Альбом “Wishmaster” напоминает собой город. Его цвет – яркий, вишневого бархата. Мелькание разноцветных прожекторов – нет, если это город, то, наверное, не прожекторы, а всполохи… огней витрин. Не знаю… Но не холодный свет неоновых ламп. Он ТЕПЛЫЙ, как от солнца. И весь этот город явно волшебный. В отличие от современного бетонного мегаполиса, он не подавляет, не убивает чувств. В нем жива МЕЧТА. Он согревает усталого путника, принимает под свое крыло. В целом я бы назвала “Wishmaster” самым разнообразным альбомом. Песни грустного содержания чередуются с оптимистичными и т.п. В общем - см. цветовые ассоциации. Хотя возможно, что для меня тон альбому задает любимая "Wanderlust"... Не знаю. Что же касается голоса Тарьи, то здесь он обретает... я бы это назвала глубиной. Кажется, что в нем прибавилось различных оттенков. Перерыв между “Wishmaster” и “Century Child” грозил затянуться, и тогда было решено выпустить “Over The Hills And Far Away”. Итак, собираем вещи – и отправляемся за город, на природу. Не знаю, у меня такая ассоциация. С походом, то есть. По вновь найденной эльфийской тропе. По сложившейся уже традиции называю цвет – светло-зеленый. А теперь хоть немного более полезной информации. Диск содержит две новые композиции: “10th Man Down” (ее довольно часто играют на концертах; она также замечательна и тем, что в ней вновь поет – или, скорее, рычит - Вильска, уже знакомый поклонникам Nightwish по партиям Дьявола и Фараона на “Oceanborn”) и “Away” (продолжает тему мечты и мечтателя). Плюс имеется знаменитый кавер, давший название самому альбому, а также новая версия “Austral Romance” с мужской партией в исполнении Тони Какко, вокалиста группы “Sonata Arctica”. А вот об этом уже расскажет Лиска. О мужском вокале и о многом другом (ха-ха, милые воспоминания!). Вдобавок ко всему, почитателям группы предоставляется возможность послушать некоторые песни в концертном исполнении. Правда, думаю, едва ли можно судить по записи. Это как
смотреть записанный на пленку спектакль. Никакая запись, пусть даже самая
талантливая, в жизни не передаст той энергии, которая циркулирует по залу
во время концерта. Того непередаваемого словами, мощного, как
электрический разряд ощущения. Даже звука. Надо быть ТАМ, надо слышать
это... Что же до “основного содержания” – по-моему, некоторые песни "Over The Hills And Far Away" уже содержат переход от оперного вокала к “нормальному”. То есть к той манере исполнения, что позже будет “процветать” на Century Child. Ну, а про “Century Child” я уже говорила.
Да, надо ведь сказать, что же в целом у Nightwish за музыка такая! Как только ее не называли! Туомас считает, что это “мелодичный хэви-метал с женским голосом”. По-моему, прелестное, даже само по себе мелодичное определение. На нем, наверное, и надо остановиться. Да и сложная это задача – классифицировать Nightwish. Столько всего повлияло на членов группы – от металла до саундтреков к фильмам – что получившееся в результате нечто довольно сложно четко отнести к тому или иному направлению. По поводу же того, готика Nightwish или не готика – догадайтесь с трех раз, что? – правильно, расскажет в своей статье наша старая знакомая Лиска. По последним моим данным, наши с ней взгляды по данному вопросу совпадают. Может быть только некоторое расхождение в деталях. Однако на случай, если ей в ее Ялте придет свежая мысль, и она вернется в Москву с воплем: “Это готика!” – как всегда вкратце, скажу, что думаю. По моему глубокому убеждению, несмотря даже на присутствие некоторых готических элементов, Nightwish готикой не является. А пока что - все вопросы к Лиске (ха-ха!). Нет,
у меня, конечно, имеется некое предположение по этому поводу. Мне
кажется, что в каждом из нас в той или иной степени присутствует гот. Ведь
человек – это подчас совершенно дикая смесь чуть ли несовместимых черт
характера. Так что если песни Nightwish – своеобразная проекция
души Туомаса, то неудивительно, что там можно найти и готику. Это, конечно, относится скорее к лирике. Однако мне кажется, что про музыку тоже можно так сказать. Возможно, звучит несколько глупо. Но… это мое мнение. Однако повторяю – я считаю готические элементы в Nightwish скорее исключением, чем правилом.
Если здесь вообще применимы слова о правилах. Так что Nightwish вряд ли можно назвать готической группой.
|