Angelit (Angelin
Tytöt; The Girls Of Angeli; Annel Nieiddat) Giitu |
Так и хочется назвать их "ангелочками",
однако на самом деле к прекрасным
неземным созданиям название группы
прямого отношения не имеет. Просто
зародилась она в деревне Angeli
на севере Финляндии. Древня целиком
саамская, поэтому вполне понятен
интерес молодежи к музыке предков. Первый альбом
под названием "Dolla" Angelit – тогда еще Angelin Tytöt
по-фински или The Girls Of
Angeli
по-английски – записали в 1992 году.
Годом позже появился на свет "Giitu"
("Спасибо" – кажется, так). На "Giitu"
собраны композиции в традиционном
саамском стиле под названием йоик
(англ. yoik).
Среди них есть и по-настоящему народные
песни, и те, что сочинили сами члены
группы, например, Ursula и Tuuni
Länsman,
поющие и играющие на барабане. Или Ulla
Pirttijärvi,
покинувшая группу после записи первого
альбома. Sara
Maret
A.Gaup,
чей голос звучит в "Skealbma
Nieida".
Над "Giitu" работали и люди извне –
например, из финских фолк-групп Värttinä
и Sirmakka. При таком
разнообразии людей, работавших над ним,
альбом не мог не получиться
разнообразным и многосторонним,
искрящимся все новыми и новыми
красками... и полным живых чувств,
которые передаются слушателю – надо
только вслушаться! Когда я слушаю
"Fapmun
Didjiite"
("To give
You
Strength")
– может, и самовнушение – но кажется,
будто в меня на самом деле вливается
поток силы. Сначала осторожно, будто
прокладывая себе дорогу в незнакомой
местности – потом все смелее, быстрее и
увереннее, разливается не ручейком, а
полноводной рекой. Ближе к концу голос
звучит уже гораздо, отчетливее...
прощаясь, под мягкую, ненавязчивую
гитару. "Oade
Obbazan"
("Sleep, My Sister") – прекрасная
колыбельная. Тихая, добрая, искренняя.
Музыкального сопровождения нет –
только напевает негромкий голос,
нежный и трепетный, как огонек горящей
в темноте свечи. То горит, горит себе
ровно, оранжевым куполом-луковкой лишь
слегка колыхаясь, то становится совсем
крохотным и дрожит так, что, кажется,
вот-вот погаснет. И эффект такой же, как
от наблюдения в темной комнате за
настоящей свечой: все проблемы и заботы
ходят на второй план, ты успокаиваешься. "Basejavr
Ovlla
Hansa"
("Ulla Hanssi
of
Pyhäjärvi")
и "Anna Mahte"
("Anna's Matti")
тоже исполняются а капелла.
Чувствуется мне что-то... лихое в этих
песнях, ну слегка- слегка. Застольное.
Певицы будто вкладывают в них все свои
силы. Как и следовало ожидать, при более
тщательном просмотре буклета возле
обеих песен обнаружилась надпись "traditional". А вот "Don
Leat"
("You") уже явно вдохновлена чем-то
посовременнее. Когда я слушаю "Don Leat",
"Meachi Jienat" ("Sounds
Of The Forest")
и "Ustitvuohta"
("Friendship"), возникает ассоциация с
песнями у костра под гитару :) . "Skealbma
Nieida"
("The Cunning
Maid")
начинается с пронзительного вопля-визга.
Как предупреждение: "А сейчас будет
весело..." – и ведь правда! Песня, как
и многие на "Giitu"
и в стиле joiku вообще, без слов. Веселая,
задорная – на мой взгляд, более чем
соответствует своему названию. Очень
интересное в ней получилось соседство:
звонкие голоса сестер Länsman
и низкий вокал Sara Maret A.
Gaup. И, наконец, "Muittut"
("Memories").
Слушая именно ее, я впервые поразилась,
насколько выразительной может быть
песня, в которой нет ни единого слова.
Самая длинная композиция на альбоме,
она вся состоит из саамских напевов,
звучащих то тише, то громче, то
медленнее, то быстрее, то без музыки, то
под аккомпанемент барабана и гитары. Но
не это главное. Если в нее по-настоящему
окунуться, то в какой-то момент кажется,
что ты ЛЕТИШЬ. Так было со мной
– но, конечно, разные люди будут
испытывать различные чувства, ведь
даже воспоминания у каждого из нас свои.
Кружишься в волшебном, неземном,
нереальном вихре - эмоций, воспоминаний?..
Ведь йоику
вовсе не обязательно иметь текст, он
может все мысли и чувства передать
через музыку и голос. "Giitu"
еще очень близок к "природному"
звучанию – это потом группа, уже под
именем Angelit,
станет добавлять в свою музыку
современные элементы. В целом альбом
похож на голоса сестер Länsman:
звонкий, молодой, пронизанный чистотой
и свежестью весеннего утра. Это,
наверное, и помогает проникнуться
непривычными поначалу саамскими
песнопениями. Lothiriel специально для сайта "Архивы Арнора" (http://loellis.narod.ru), 2006 г.
© Loellis |
|