AJATTARA

Я не собиралась писать эту статью. Просто когда мне дали послушать альбомы финской группы Ajattara, я по привычке записывала мысли, возникавшие по ходу прослушивания, в блокнот. Дальше все вышло само собой.
    Я понимаю, что нельзя писать после первого прослушивания. Однако получилось так, что с течением времени мое мнение не изменилось. Поэтому данная статья представляет собой мои блокнотные записи, отредактированные и немного дополненные.

    Да, предупреждаю сразу: к жанру фэнтези группа имеет отношение только через название. Да и то скорее косвенное, так как имя взято из финской мифологии.

Итак, я вставила диск и нажала PLAY…

~*~

Itse (2001)

Водяные капли-клавишные, похожие на белые, переливающиеся серебром жемчужины, медленно и плавно летят вниз, в каменный колодец. Падают – и их тут же поглощает тьма. Они словно зовут меня за собой, в манящую и пугающую глубину, наполненную мраком. Несмело, робко всколыхнулись другие инструменты.Скорее, скорее, тебя уже ждут…

Откликаюсь на их зов, делаю шаг, другой – и начинается медленный спуск по черному воздуху. Вниз, в подземелье.Welcome to black metal...

Я знаю, что вокруг каменные стены, но я их не вижу. Все окутал мрак. В нем чистая, сверкающая вода клавишных окрашивается в черный цвет.

Во мгле, окаменевшая, спускаюсь все ниже и ниже под неспешные, размеренные удары барабанов. Мрачно, тягуче-торжественно звучит гитара. Чем-то неуловимо напоминает ранних Theatre Of Tragedy.

Все монотонно, однообразно. Временами барабанный бой убыстряется, вокруг начинают метаться тени – нет, летучие мыши, почти задевая крыльями по лицу. Их скорее чувствуешь, чем видишь: они сливаются с разлившейся повсюду темнотой.

Темнота рассказывает страшные истории о покойниках и прочих малоприятных вещах, связанных со смертью. Возникает четкое ощущение, что спускаюсь я в склеп.

 

В отличие от многих своих соотечественников, Ajattara поют полностью на финском языке. Очень интересное сочетание такого мелодичного, красивого языка и свирепого вокала.

Рычащее-хрипящий, шипящий голос вокалиста похож на паука, плетущего коварную черную паутину. Редко-редко в нее вплетается тонкая ниточка приятного чистого вокала, почти что потерянная в общем зловещем узоре.

Тьма без просвета. Везде только черный цвет. Да и в текстах у них встречаются черное солнце да черная луна, всходящая на черном небе.

Но от обилия черных красок не устаешь. Абсолютная чернота создает строгую, скромную по палитре, но очень интересную картину. В жутковатых музыке, вокале и текстах, от которых порой содрогаешься, есть в то же время какая-то… красота.

Темнота “Itse” пугает, но в ней хочется остаться. Она притягивает к себе.

 

Слышатся неясные звуки, от которых становится еще более не по себе. “Космическая”, музыка, обрывки непонятных фраз, что-то похожее на хриплый, зловещий смех. Все ниже, ниже и ниже… - и осторожно, плавно опускаюсь на дно колодца. Спуск закончился.

~*~

Kuolema (2003)

В руках неведомо откуда появляется свеча, и ее слабый, дрожащий огонек позволяет рассмотреть, где я нахожусь.

Зал с величественными сводами. Маленькая свечка выхватывает лишь ограниченное пространство у темноты – полновластной владелицы подземного замка. Замок-склеп, в каждом помещении которого десятки надгробий.

Угрюмые каменные плиты, в окружении которых я одна. В вечном мраке свою черную паутину плетет огромный паук… Kuolema – смерть. Я будто в храме смерти.

Конечно же, добавилось величественности, масштабности. Узкий колодец сменили просторные залы. Порой возникает чувство, подобное тому, что рождается от музыки Lacrimosa, но музыка Ajattara окрашена в более мрачные тона.

Но… но чем больше я брожу по залам, тем больше понимаю, что новых впечатлений, чем те, что я получила во время спуска, у меня не прибавилось. Все тот же паук плетет свою бесконечную паутину. Те же летучие мыши то налетают стаей, то вновь исчезают. Та же темнота окутывает надгробия, как ранее стены колодца. Угрюмо выводит свои партии гитара. Где-то далеко, очень тонко и деликатно, звучат ударные. Те же “милые” тексты на финском языке.

В то же время хочется еще побродить по залам в поисках чего-нибудь интересного. Ведь на альбоме есть яркие вещи. Например, “Antakaa Elää”. С первой же секунды чувствуешь ее мощность. Она дышит неторопливой силой. Она полна черной энергии. Или  Ikiyössä”. Начинающаяся с хриплого визга-выкрика на фоне привычной медлительной музыки, она в припеве ломает линию мрачной торжественности альбома и устремляется вперед. В ней присутствует и чистый вокал – что, конечно, не новость для Ajattara. Но на этот раз чистое пение звучит в параллели с обычным, “паучьим”. Есть в этом некая изюминка.

Если продолжить разговор о вокале, то есть композиции, в которых вокалист просто-напросто неистовствует, а есть те, где будто торжественно оглашает приговор, подобно строгому судье.

Kuolema” похож на “Itse”, спору нет, но…

~*~

Tyhjyys (2004)

… но вот я вступаю в недлинный коридор. Куда-то он меня приведет? С волнением и страхом вхожу в следующий зал.

А, впрочем, зря волновалась. В очередной цепочке комнат меня не подстерегает практически ничего нового.

Только не смейтесь – а, в общем, как хотите, самой уже смешно, - но единственное отличие, которое я нашла, - это то, что потолки стали пониже. Только слышен временами блуждающие за плотной завесой гитары и усилившихся ударных тонкий, невесомый звук – эхо того, что создавало некогда устремленность ввысь. Лишь он и не дает пространству сузиться до уровня колодца. Грустный такой, временами едва ли не подвывающий.

 

Все около 40 минут звучания “Tyhjyys” - кстати сказать, все альбомы не очень продолжительны по времени - меня преследует ощущение “дежа вю”. Причем не “что-то похожее я уже слышала”, а именно “это я уже где-то слышала”. Угадайте, какие “экспонаты” я увидела в каждом зале? – правильно; перечислять не буду, просто перечитайте предыдущие главы. Угадайте, что служило фоном для мрачноватой “экскурсии”? – правильно, медлительная, тягучая гитара с басами и ударными. Впрочем, последние, как я уже упомянула, немного выдвинулись вперед. Интересно, а не сменись в группе ударник – и все осталось бы совершенно по-прежнему?

Забыла упомянуть про вокал. Правда, добавить к уже сказанному особенно нечего. Неистовства поубавилось, а судья полностью уступил место коллеге-пауку. Тот с удвоенным энтузиазмом принялся плести свою паутину – черную, черную, а какую еще! Даже вкрапления чистого вокала не радуют. Какая, скажите мне, радость, когда он звучит совершенно так же, как и прежде?!

Я ловлю себя на том, что перехожу из зала в зал вовсе не поглощенная осмотром “достопримечательностей”, а скорее в поисках выхода. Эмоция одна – надоело! Нет, временами добавляется такое раздражение, что хочется схватить швабру, да и посдирать отовсюду всю паутину вместе с чистыми ниточками. Одно и то же, все одно и то же…

Посреди общей монотонности я с самого начала выделила только “Naaras” – за динамичность.

То, что раньше внушало трепет, теперь уже кажется знакомым и повседневным. Здравствуй, родной мой паучок Ruoja. Ой, могилки! Надо же, как их много… Привет, скелетик, давно не виделись! Как, уже другой? Ах, извините…

Когда же эта рутина кончится?!.

Покидаю очередной зал… и внезапно твердый каменный пол под ногами исчезает! Я зависаю в объятиях легкого, прохладного, черного воздуха. Не слышно ни гитары, ни ударных. Ниоткуда не свисает темными клочьями жуткое творение паука. Со всех сторон доносятся только неясные, неразборчивые, произнесенные зловещим шепотом фразы.

Я не лечу и не падаю – я просто ЕСТЬ, существую в мрачном воздухе.

Может, сейчас я вдруг окажусь на каком-то новом уровне в этом странном замке, где властвует смерть? Может, сейчас мне откроется что-нибудь новое, скрытое в нем?

Нет, пока что это просто конец третьего альбома. OUTRO.

~*~

На самом деле я, наверное, зря так поиздевалась над “Tyhjyys”.  Не поймите меня неправильно, альбом очень хороший, интересный, качественный – но только сам по себе.

У меня создалось впечатление, что Ajattara замкнулись в единожды выбранном стиле и от альбома к альбому занимаются лишь шлифовкой старых элементов, не внося почти что ничего нового. Ничего – за исключением каких-то мелочей. В общем и целом они не меняются.

Когда попадаешь в их подземелье, начинает казаться, что ты бродишь кругами – настолько все похоже.

Но, повторяю, если брать каждый альбом в отдельности, то можно поставить им высший балл.

Lothiriel,

специально для сайта “Архивы Арнора”, 2005г.

 

P.S.: Вокалист Ajattara взял себе псевдоним Ruoja. На самом деле под этим именем скрывается (а, впрочем, это вряд ли для кого секрет) Pasi Koskinen (ex-Amorphis). Ajattara, кстати, вообще является его проектом.

P.P.S.: Перечитала статью и поняла, что “космическое” Outro тоже ничем новым не блещет. Было уже похожее. Грустно…

© Loellis

 

 

 

  MUSIC      НА ГЛАВНУЮ       ФОРУМ

Hosted by uCoz