| |||
Об авторе |
Николай Даниилович Перумов, хотя и живёт в Америке, а всё ж – наш человек, русский, советский. Тем и интересен. Вроде бы пишет в классическом жанре западной героической фэнтэзи, и, в отличие от творчества, скажем, Никитина, явно выраженной русской окраски его произведения не несут, а всё равно: вчитаешься и понимаешь – это наше, родное! Лучше всего это видно при сравнении произведений Перумова и Толкиена.
Заранее прошу прощения у правоверных толкиенистов и прошу их, ежели их оскорбляет любое упоминание их кумира не в комплиментарном тоне, далее не читать. Понятно: сам факт, что Перумов посмел написать продолжение к «Властелину колец», был воспринят вами, как святотатство, покушение на основы. А уж ежели я посмею сказать, что Перумов в чём-то превзошёл профессора… Так что ещё раз: толкиенисты, простите великодушно! А для остальных сразу оговорюсь: Толкиен есмь классик, патриарх жанра, и отношусь я к нему с глубочайшим уважением. Однако и на Солнце есть пятна. Так и профессор далеко не во всём прав. Помните, у Маяковского: «Мы диалектику учили не по Гегелю»? Так вот, диалектика, пришедшая к нам с Запада, действительно впитывалась нами буквально с молоком матери. Западники же, и Толкиен – не исключение, в большинстве своём так и не сумели её воспринять и освоить. Толкиен – метафизик до мозга костей. У него Свет есть абсолютное благо, а Тьма – абсолютное зло. Перумов же, как диалектик, прекрасно понимает, что ничего абсолютного в мире нет, что необходимо и то, и другое, иначе – застой, деградация и в итоге гибель. Потому-то Валар и Майар у Перумова оказываются далеко не безупречными носителями абсолютного Добра, как у Толкиена, а властолюбивыми и, в общем-то, довольно неприятными созданиями, претендующими вершить судьбы мира без особых на то оснований, ибо кто, кроме Творца, имеет на это право? Орки же, как и прочие противники толкиеновского «Братства Кольца», у Перумова – отнюдь не средоточие абсолютного Зла, а просто одна из рас Средиземья, сотканная из противоречий, как и все остальные расы, включая людей. Некоторые критики даже считают, что Перумов просто влюблён в Тьм, доказывая это, в частности, тем, что Властитель Тьмы Ракот у Перумова – положительный герой наравне с Хедином, а Новые Боги, живущие в Свете и вроде бы пользовавшиеся до определённого времени благоволением Творца – редкостные негодяи. На мой взгляд, это не совсем так. Некоторое предпочтение Тьме, иногда оказываемое Перумовым, вызвано необходимостью освободить читателя от примитивного метафизического подхода Толкиена, заставить понять, что Тьма так же необходима миру, как и Свет. Честно говоря, к середине «Властелина колец» меня начало уже тошнить от эльфов и их абсолютной правильности, особенно с учётом того, что вытворяли те же самые эльфы в «Сильмариллионе». Перумов, оттолкнувшись от Толкиена, пошёл дальше и даже, чего толкиенисты простить ему не могут, вступил в спор с профессором. У Перумова эльфы – живые существа, а не некие символы Света, «Дивный народ», как у Толкиена. Причём, более симпатичными оказываются как раз эльфы-Авари, то есть те, кто не принял наглого диктата Валар и отказался оставить Средиземье ради скучного, хоть и безопасного, существования в Валиноре. И хоббиты перумовские уже совсем не те, что у Толкиена. Более живые, менее схематичные, не «хоббитцы», а раса не хуже любой другой – хоть людей, хоть эльфов, хоть гномов. Перумовские хоббиты – типично русские хоббиты! Более того. Перумову в конце концов оказывается тесно в рамках толкиеновской Арды, и он создаёт свой мир – сначала Хьёрвард, а затем и вовсе приходит к концепции о множественности миров. Кстати, в Хьёрварде хоббитов нет, и это, на первый взгляд, довольно странно, ведь Фолко попадает туда в конце «Адаманта Хенны». Прямого объяснения этой странности у Перумова нет. На мой взгляд, дело в том, что Фолко, изначально отличавшийся и от Бильбо, и даже от Фродо, не случайно ушёл от хоббитов к людям. Он не просто не смог жить в скучноватой Хоббитании после всех своих странствий и подвигов. У Перумова Фолко постепенно превращается из хоббита в человека, пусть низкорослого и с волосатыми ногами, ну и что? Недаром в него влюбляется девушка человеческой расы! Так что, видимо, попав из Арды в Хьёрвард, Фолко окончательно стал человеком, и хоббитского потомства оставить уже не мог. В общем, читайте Перумова, друзья – он многи интересным ещё порадует нас! |
Библиография |
Вскоре обещаем заполнить пустующие места |
Познакомься с народом |
Общий ящик |
Форум |