ЛОРД ДАНСЕЙНИ (LORD DUNSANY)

 

Впервые на упоминание о лорде Дансейни я наткнулась в библиотеке, когда мы с Лиской увлеченно перерывали все доступные справочники в поисках материала для проекта на тему фэнтези. Меня заинтересовало то, что Дансейни – предшественник Толкиена, да и сама повесть “The King Of Elfland’s Daughter”, кратко изложенная в энциклопедической статье, мне приглянулась. С тех пор в моей голове поселилась навязчивая идея: достать книгу во что бы то ни стало. Так что, найдя в книжном магазине целых два произведения Дансейни (“Дочь Короля Эльфов” и “Благословение Пана”), я могу сказать, что осуществилось прямо-таки одно из моих мечтаний.

Так что же я в итоге получила?

“Дочь Короля Эльфов” и “Благословение Пана” – казалось бы, две такие разные истории.

“Дочь Короля Эльфов” – мудрая лиричная сказка. Старейшины селения  Эрл пожелали, чтобы ими управлял лорд-маг, прославивший бы родные края. Исполняя желание подданных, старый правитель отправляет своего единственного сына и наследника, благородного и храброго Алверика, в страну эльфов, чтобы молодой человек женился на дочери тамошнего короля, принцессе Лиразели, чья красота воспета менестрелями. Преодолев препятствия, встающие у него на пути (уместившиеся, правда, максимум в пару глав), Алверик встречает Лиразель. Алверик и Лиразель влюбляются друг друга с первого взгляда и бегут из сказочного края. Но… мир людей не подходит для эльфийской принцессы, она там как вольная птица, попавшая в золотую клетку. Люди так и остаются чужими ей: она не может понять их, а они – ее, и даже от Алверика она часто слышит упреки. В один прекрасный день она уходит. Алверик отправляется на долгие безнадежные поиски пропавшей жены, его сын Орион остается управлять Эрлом, а заканчивается история так, что даже старейшины Эрла уже не столь твердо верят в правильность своего решения – да поздно. Все вышло согласно избитой фразе: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”. Правда, это уже кому как: может, и совсем неплохо получилось. Впрочем, каждому из читателей, наверное, виднее.

“Благословение Пана” начинается как детектив. Деревенский викарий Анрел пытается разгадать тайну звучащей по вечерам странной мелодии, околдовывающей девушек, заставляющей их уходить в лес. Анрел уверен: мелодия эта недобрая. Но он ни от кого, кроме своей преданной жены Августы, не получает помощи. С пришедшим из прошлого неведомым злом ему приходится бороться в одиночку.

Проходит время, колдовство набирает силу – и события начинают развиваться по сравнению с предыдущими главами просто стремительно. Плавный старый детектив приобретает новые  черты обстановка накаляется до того предела, который только  возможен в патриархальном, провинциальном местечке Волдинг. Обстановка нагнетается, совсем уже близка развязка… и развязка, надо сказать, неожиданная.

Общим мотивом для двух книг можно назвать вторжение магии в жизнь людей. В “Дочери Короля Эльфов” это происходит по их же желанию, и только мрачный и строгий священник пытается противостоять вторжению – тщетно, ему остается только в бессилии проклинать волшебных существ. В “Благословении Пана” картина несколько иная: магия приходит незваной. Кстати, борется с ней тоже священник, однако он становится главным героем и обретает более человечные черты.

И в том, и в другом случае магия медленно, но неумолимо и навсегда меняет жизнь “полей, которые мы знаем”, деревни Волдинг.

Жители Эрла и хотят волшебства, и в то же время его боятся. Священнику Анрелу кажется, что ото сна пробудилось какое-то древнее зло. Но на самом деле выясняется, что магия не враждебна самим людям. Она может быть враждебна привычному для них укладу жизни, наконец, их религии. Автор не пишет, что стало потом с жителями Эрла, но жители Волдинга, вернувшись через магию к природе, в итоге обрели счастье и в конце концов даже перестали нуждаться в окружающем мире.

Есть еще одна особенность, объединяющая эти два произведения. В них обоих действие развивается медленно, неспешно; оно напоминает сонную, размеренную жизнь провинциальной деревушке вроде Волдинга. В “Дочери Короля Эльфов” сюжетная линия порой совершенно теряется в длинных описаниях всяческих чудес: троллей, охоты Ориона на единорогов и т.д.

В мире Дансейни  иногда может недоставать привычных уже по современному фэнтези битв огромных армий, подвигов могучих героев и т.п. – всего того, что заставляет учащенно биться сердце читателя, того, что постоянно держит в напряжении. Даже единственное сражение на мечах в “Дочери Короля Эльфов” закончилось даже по моим меркам до обидного быстро, легко и предсказуемо.

Зато редко в каких книгах этого жанра с таким упоением, с такой любовью вырисовывается пейзаж – королевства эльфов, английской глубинки. Вот где бы, наверное, Питеру Джексону с его знаменитыми видами Новой Зеландии разгуляться! :)

Как можно отдохнуть от городского шума и стресса, выехав за город, так можно отдохнуть от крови и насилия, в изобилии льющегося на нас с экранов телевизора и даже со страниц книг, почитав что-нибудь, подобное произведениям Дансейни.

Эти книги не “проглатываются” за один день, их читаешь неспешно и неторопливо, с головой погружаясь в их колдовство, любуясь и наслаждаясь красотой каждой детали.

Ведь в них Дансейни запечатлел для потомков мир, так непохожий на тот, в котором живем теперь мы. Мир, не испытавший еще тех потрясений, которыми был богат двадцатый век. Мир, который еще не изменен до неузнаваемости прогрессом – но уже и не такой, как в прежние времена. Отдалившийся от природы, от естественности – но не окончательно, возвращение еще возможно, что и происходит в конце концов у Дансейни.

Книги Дансейни чем-то напоминают песни Эньи – тонкую, изящную, красивую музыку, как легкой паутинкой опутывающую того, кто ее слушает, такую музыку, что подчас невозможно определить, где закончилась одна композиция и началась следующая.

 

 

Lothiriel, для сайта “Архивы Арнора” (http://loellis.narod.ru).

 

© Loellis, 2006

 

КНИГИ НА ГЛАВНУЮ ФОРУМ
Hosted by uCoz